Могучую силу Интернета ощутили в столичном ГИБДД. Видеоролик автолюбителя Станислава Сутягина привел к увольнению главы полка ДПС и строгому выговору начальнику столичной автоинспекции. Расследованием происшествиям на МКАД занялись по очереди Общественная палата, Госдума и Генпрокуратура. А Следственный комитет даже официально поблагодарил СМИ за то, что подхватили тему. Насколько действенна помощь Интернета и блогов в поиске справедливости, попыталась выяснить корреспондент радио "Вести ФМ" Анна Семкина.
Всего за пару дней москвич-автолюбитель Станислав Сутягин стал звездой Рунета. Его видеообращение про "живой щит" на видеохостинге YouTube посмотрели уже около 170 тысяч человек. Быстрее всех отреагировали блогеры: "ролик про ужасы ГИБДД" мгновенно разошелся по сайтам и интернет-сообществам. По цепочке отреагировали Госдума, Общественная палата и Генпрокуратура. А в Следственном комитете России уже возбудили уголовное дело и сделали оргвыводы, пояснил официальный представитель ведомства Владимир Маркин.
"К сожалению, это уже не первый случай, когда о подобных нарушениях, допускаемых сотрудниками столичной милиции, мы узнаем только из средств массовой информации. И в дальнейшем мы будем отслеживать появление подобного рода информации", - заявил Маркин.
Оправдания ГИБДД, что инспекторы просто допустили ошибку, никто уже не слушал. Хотя Сутягин не предоставил ни видео, ни фотоматериалов, которые бы подтверждали его рассказ. Часть слушателей, которые дозвонились в эфир радио "Вести ФМ", уверены - блогеры поспешили раздуть историю.
"Знаете, очень однобоко все подходят к рассмотрению поведения сотрудников ГИБДД. Очень часто их обвиняют, что они не производят задержаний. И тут, когда люди предпринимают активные действия, чтобы поймать преступников, многие начинают говорить - нет, они нарушают. В следующий раз инспекторы трижды подумают, чтобы что-то предпринять", - заявил один из слушателей в эфире программы "Скажите прямо".
"Все надо подкреплять какими-то доказательствами. А не так голословно, что вот меня поставили поперек МКАДа и разбили машину", - согласился другой дозвонившийся.
Обращение на YouTube или в LiveJournal обречено на успех, уверяют интренет -эксперты. На языке блогеров это называется "грамотный посев". Текст должен быть кратким, а заголовок - громким. Публиковать сообщение надо в период со среды по пятницу, главное - не выходные. В субботу и воскресенье все отдыхают, а в понедельник и вторник - приходят в себя после выходных, поясняют блогеры. Но все же главное - как быстро заметят новость и как долго будут обсуждать - зависит от самой истории, уверяет управляющий партнер интернет-агентства Денис Терехов. Но и сам рассказчик должен быть готов к тому, что его персону начнут пристально изучать. Пример - майор милиции Алексей Дымовский, после его видеообращения по поводу коррупции в МВД им самим заинтересовались правоохранительные органы.
"Если история резонансная, значит, ее заметят и о ней будут писать много пользователей. И понятно, что можно использовать социальные медиа как для справедливости, так и для сведения личных счетов и корыстных интересов. Нет универсального рецепта, мол, хорошие люди пишите, а плохие - нет. Каждый сам способен отличить белое от черного", - считает Терехов.
Удачный пример скорой интернет-помощи - жительница Иркутска Анна Калабина. В начале года ее отец отдыхал на Бали и его укусила змея. В больнице возникли проблемы со страховкой. Около недели семья безуспешно звонила в офис страховщика. В отчаянии Анна опубликовала призыв о помощи в ЖЖ известного блогера. Уже через несколько часов страховая компания отозвалась и решила все проблемы.
"Блог читаемого человека ничем не отличается от информационного ресурса. Его также посещают, также читают. Поэтому я бы сказала, что блоги сегодня - это аналог СМИ", - размышляет Калабина.
Но эта сила Интернета может со временем стать его слабостью, опасается блогер Аскар Туганбаев. По его мнение, Рунет становится все более истеричен - и это тревожный факт. От многочисленных жалоб все вскоре попросту устанут.
"На всех YouTube'ов не хватит. И в какой-то момент на него перестанут обращать внимание – ну кричат и кричат", - считает Туганбаев.
Правда, до этого еще далеко, уверена руководитель телевизионных проектов Apostol Media Group Мария Сирош. По ее словам, в блогосфере тем для обсуждений пока так много, что среди них даже возникает конкуренция. Обычно горячую тему в блогах обсуждают неделю, максимум - две, говорит Сирош. К примеру, трагическое ДТП на Ленинском сейчас затмила история с "живым щитом" на МКАД. Но это временно, уверена эксперт.
"Это все идет по синусоиде, потому что наверняка появятся какие-то подробности, их примутся обсуждать. Сейчас еще есть очевидный тренд, связанный с правоохранительными органами. И люди понимают, что они могут на что-то повлиять", - рассказывает Сирош.
Сегодня по запросу "обращение" на YouTube выскакивает более 10 страниц видеороликов: от новогоднего обращение генсека Горбачева до рождественского послания покойного патриарха Алексия II. Но больше всего обращений - от бывших сотрудников милиции и тех, кто пострадал от них. Все они адресованы главе государства. Так что реформу МВД, которую провозгласил в конце прошлого года президент Медведев, в каком-то смысле тоже можно назвать заслугой Интернета.
Читайте также по теме:
"Живой щит" подогрела блогосфера и СМИ
К расследованию дела о "живом щите" на МКАД подключились Госдума и блогеры
ДТП с участием вице-президента "ЛУКойла" обрастает новыми тайнами