В Вашингтоне – основной день международного саммита, посвященного нераспространению ядерного оружия. На форум съехались главы ведущих мировых держав, в том числе и России. Дмитрий Медведев прибыл в США, когда в Москве была глубокая ночь, и уже провел ряд двусторонних встреч. Ну, а сейчас участники саммита обсуждают главную тему – угрозу террористической ядерной атаки, в связи с чем снова звучат названия таких стран, как Иран и КНДР.
Американская полиция любит обращать на себя внимание, но в эти дни в Вашингтоне и вовсе не скрыться от сирен и спецсигналов, а для диспетчеров США понятие "борт номер один" с каждым часом становилось все более абстрактным. На авиабазу "Эндрюс", к которой приписан "Боинг" Обамы, заходили десятки лайнеров, и почти каждый – президентский. Кто кого должен пропустить в такой ситуации – регламентируют правила воздушного движения.
Состав участников саммита диктовали политические реалии. Из аэропорта российский президент отправился в вашингтонский конгресс-центр – место проведения саммита, который открывался рабочим обедом. Президент США встречал каждого лидера рукопожатием, широкой улыбкой – камеры.
Так же, без особых знаков внимания, миновала Обаму Ангела Меркель - строгий протокол, который, впрочем, был забыт в минуту, когда появилась лидер Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер. В этот момент репортеры поймали редкий кадр, а вот фотохроникеры чуть было не лишились стандартного снимка – Обаме пришлось за Киршнер побегать.
О чем за несколько минут успели пообщаться российский и американский лидеры – неизвестно, но после фотографирования президент США отправился в зал за Медведевым, забыв, что еще не поприветствовал председателя КНР и короля Иордании.
Для всех лидеров это, конечно, была не единственная возможность поговорить с глазу на глаз с Обамой и между собой. Дмитрий Медведев встретился с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, а затем с испанским премьером Хосе Луисом Сапатеро.
"Ваша страна председательствует в Евросоюзе, и для нас всякая встреча с испанским руководством – это и возможность сверить часы по тематике отношений между Российской Федерацией и Евросоюзом, – отметил Дмитрий Медведев. – Ну, конечно, у нас есть масштабная двусторонняя повестка дня – наши отношения, которые, на мой взгляд, сейчас на очень хорошем уровне находятся".
"Наша встреча – это еще одна возможность выразить наше осуждение и неприятие в связи с террористическими актами, которые недавно произошли в московском метро, – сказал в свою очередь Хосе Луис Родригес Сапатеро. – И сегодняшняя конференция также имеет отношение к сотрудничеству в борьбе с терроризмом".
Вообще идея – обсуждать тему ядерной безопасности на высшем уровне – изначально российская. В Москве и прошла первая такая встреча. Сегодня – спустя 14 лет – участников уже не 8, а 50, потому что проблема стала глобальной.
Ядерные материалы регулярно похищают. Каждый год – несколько десятков случаев. И это только то, что фиксируют эксперты МАГАТЭ. Очевидно, что какую-то часть радиоактивной контрабанды обнаружить не удается. При этом в плохо охраняемых хранилищах по всему миру, по некоторым оценкам, содержится достаточное количество ядерного сырья, чтобы собрать несколько тысяч "грязных бомб". Каждая из них по мощности сравнима с той, что была сброшена на Хиросиму.
Работу саммита по ядерной безопасности лидеры начинают с минуты молчания – в память о погибшем в авиакатастрофе под Смоленском польском руководстве. Одна из основных современных угроз – попадание радиоактивных материалов в руки террористов.
"Плутоний размером с небольшое яблоко способен уничтожить сотни тысяч невинных людей, – говорит президент США Барак Обама. – Террористические организации подобные "Аль-Каид (запрещена в РФ)е" пытаются получить ядерные материалы любым путем. Если им это удастся, они используют их. И это будет катастрофой, которая положит конец всей системе глобальной безопасности".
Другая тема – режим нераспространения. Его нужно кратно усиливать, соглашаются ключевые участники саммита. В этом контексте неизбежно возникнет тема ядерного досье Ирана, представителей которого в Вашингтон не позвали.
В отношении Тегерана Барак Обама – за жесткие санкции. Дмитрий Медведев – за "умные". Свое слово должен сказать Китай. Вопросы к Пакистану, скорее, – об уровне защищенности его ядерных арсеналов.
По итогам саммита лидеры должны принять не только коммюнике, но и конкретный план действий. Тон накануне задали Москва и Вашингтон договором СНВ-3. Сегодня между странами ожидается и новое соглашение в ядерной сфере – двусторонний протокол о сокращении запасов оружейного плутония.