Тема:

Google уходит из Китая 13 лет назад

Вести.net: Google показал конкурентам, как уходить красиво

Красивым ходом Google закончился скандал, на протяжении двух месяцев развивавшийся между руководством поисковика и правительством Китая. Google уходит из континентального Китая – в Китай же, но более развитый и демократичный. Вести.net, 23 марта.

Красивым ходом Google закончился скандал, на протяжении двух месяцев развивавшийся между руководством поисковика и правительством Китая. Google, объявивший, что прекратит свои операции в стране, если руководство страны по-прежнему будет требовать цензуры поисковых результатов, уходит из континентального Китая – в Китай же, но более развитый и демократичный.

Интернет-пользователи Поднебесной, зайдя по адресу google.cn будут перенаправляться на гонконгский домен интернет-гиганта, а именно на google.com.hk. Поиск на гонконгском "зеркале" поисковика осуществляется без купюр. Теперь все неудобные с идеологической точки зрения запросы о Тибете и событиях на площади Тяньанмень, которые раньше отфильтровывались, будут возвращать ссылки на соответствующие сайты.

Действия интернет-гиганта — ответ на январские события, когда кибер-нападению подверглись десятки крупнейших интернет-компаний, включая Google. Атака велась из Поднебесной, и когда в Google начали изучать эту атаку, специалисты поисковика обнаружили еще одно вторжение, а именно – систему слежки за почтовыми ящиками на Gmail, принадлежащим китайским правозащитникам.

"Мы решили изменить нашу политику в Китае. Атаки на наши системы, а так же обнаруженная программа слежки привели к тому, что мы поняли, что больше не можем цензурировать свои результаты в Китае", — заявил Питер Бэррон, директор Google по коммуникациям в Северной и Восточной Европе.

Большая часть аналитиков тогда сочли, что Google поступил неверно – откровенным давлением на государственные институты ничего добиться нельзя. Многие даже увидели в движениях поисковика попытку скрыть свой бизнес-провал на китайском рынке. Несмотря на это, Google продолжал настаивать на своем, а именно – полном отключении политической фильтрации.

Переговоры шли несколько месяцев и, очевидно, ни к чему не привели. И, как выяснилось, у Google был весьма изящный план выхода из этого тупика. Во-первых, формально, переведя трафик с китайского на гонконгский домен, Google выполнил правила игры. Необходимость цензурирования распространялась только на зону .cn. С другой стороны, компания не ушла из страны, а лишь перенесла поиск в Гонконг, который является китайской территорией, хотя и обладает значительной степенью автономии.

"В Гонконге нет цензуры. Если компания расположена в Китае, то она сталкивается с цензурой постоянно. В Гонконге такого нет. Я считаю, что Google поступил абсолютно верно. И я призываю другие компании последовать их примеру", – сказал представитель демократической партии Гонконга Син Чунг-Кай.

Во-вторых, проблема фильтрации неудобного контента ложится теперь всецело на плечи китайских властей, что станет очередным поводом к дискуссии об ущемлении прав человека в этой стране. Для помощи желающим начать такую дискуссию в Google создали специальную страницу, позволяющую отслеживать, какие сервисы компании доступны изнутри Китая, а какие – нет. Информация обновляется ежедневно.

Google не закрыл своего местного представительства. Также сохраняются исследовательские подразделения и отдел, отвечающий за продажу интернет-рекламы. А, значит, Google, несмотря на откровенную конфронтацию с руководством страны, надеется остаться на огромном рекламном рынке Китая. Несмотря на то, что Китай наряду с Россией — одна из немногих стран, где американский поисковик уступает по популярности местным ресурсам, и на долю Китая приходится лишь 2% от доходов компании от интернет-рекламы, это в любом случае огромная сумма. На интернет-населении Поднебесной, а это 384 миллиона пользователей, Google зарабатывает порядка полумиллиарда долларов.