Россия и Евросоюз стали партнерами по модернизации. На саммите в Ростове-на-Дону Москва и Брюссель оформили сотрудничество официально. С руководством ЕС Дмитрий Медведев обсудил самое насущное: когда Россия вступит в ВТО, что будет с евро, станет ли Европа для россиян безвизовой.
Неожиданно Ростов-на-Дону оказался вовлечен в международную политику в большей степени, чем предполагалось. Сюда для первых лиц Евросоюза и президента России приходила информация, связанная с израильскими военными действиями против гуманитарной флотилии. Отсюда был распространен текст совместного заявления министров иностранных дел.
"Соответствующее заявление было принято министрами иностранных дел. Оно в полной мере соответствует тому, что было сделано в рамках Совета Безопасности, с той резолюцией, которая была принята сегодня с осуждением того, что произошло. Нужно провести максимально тщательное расследование, но в любом случае гибель людей невосполнима и абсолютно не мотивирована", – говорит президент РФ Дмитрий Медведев.
За международную политику в ЕС теперь отвечает Кэтрин Эштон. Самая высокооплачиваемая женщина-политик в мире, имеющая пожизненный титул баронессы, на заседание пришла с большой сумкой, которая соответствовала масштабу задач. Ведь все еще мешают тени прошлого. Например, для того, чтобы отменить визы.
"Нам ничего не мешает. Мы это готовы сделать хоть завтра. Но мне, конечно, понятно, что у наших партнеров ситуация иная. Евросоюз состоит из 27 государств, каждое из которых имеет собственную точку зрения по вопросу отмены виз, в том числе с Российской Федерацией. На мой взгляд, это связано с нашей историей в большей степени, нежели с реальной ситуацией. Мы по этому поводу особых волнений не проявляем. Считаем, что это внутреннее дело Евросоюза, как выстроить эту работу", – продолжает российский президент.
"За" отмену виз для россиян – Италия, Испания, Греция. Варшава настаивает, что если изменять визовый режим для России, то надо его изменять и для Украины, Грузии, Молдавии, Армении. А если учесть, что на прошлой неделе отмену виз пообещали Албании, то на саммите было о чем поговорить. В Брюсселе теперь есть российский проект соглашения об отмене виз. Москва готова в этом вопросе работать с европейскими странами на двухсторонней основе.
В прошлом году саммит провели в Хабаровске. И гости смогли оценить масштаб российской территории. Нынешняя встреча тоже получилась с геополитическим подтекстом. Неслучайно ведь все путеводители пишут о Ростове как о городе, находящемся на стыке Европы и Азии. Граница проходит по фарватеру Дона. Получается, что на урбанистическую Европу смотрит степная Азия.
Донская земля связана с именем Пушкина, восхищенно говорил председатель совета ЕС Херман Ван Ромпей. В России в таком качестве он впервые, он называет себя ребенком Лиссабонского договора, пишет стихи. И считается мастером компромисса.
"Президент Медведев поставил амбициозную цель – провести модернизацию России. Мы хотим стать российскими партнерами. Но модернизация страны должна стать реальностью, и она должна избегать протекционизма", – заявил председатель Европейского совета.
Медведев ответил: протекционизм (экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики – прим. Вести.Ru) часто связан с тем, что Россия – не член ВТО. Решение о Таможенном союзе с Казахстаном и Белоруссией не отменяет желания вступить во Всемирную торговую организацию.
"Мы не договаривались ни о чем другом с нашими партнерами, кроме как о том, что мы будем вступать или вместе, если получится, или, если степень нашей продвинутости по переговорам будет разная, а сегодня это так, – по отдельности. У нас идут непростые переговоры на эту тему с американскими партнерами. Но мне кажется, что всем, в том числе американским партнерам, пора бы определиться, что членство России в ВТО – это не морковка, которую нам все время предлагают в качестве приза "за хорошее поведение". Достаточно странным выглядит то, что в рамках "двадцатки" Россия является единственной страной, которая не участвует в ВТО. Кому от этого хуже?" – заявил Дмитрий Медведев.
"Президент Медведев проинформировал нас, что Россия уверена в будущем евро. Сейчас мы готовимся к саммиту "двадцатки". И наши позиции во многом сходятся", – подтвердил Жозе Мануэль Баррозу, председатель Европейской комиссии.
Ван Рампей словно давал почувствовать разницу с США, когда говорил, что России и ЕС не нужна перезагрузка, нужно ускорение. Тем более сейчас, когда идет борьба с кризисом.
"Как ни пытались отдельные государства, те же самые США, решить эту задачу за всех – не получилось. Пришлось придумать "двадцатку". Я хотел бы, кстати, отдельно заметить, что та быстрота, с которой Евросоюз принял соответствующее решение о выделении денег для решения проблемы Греции и вообще проблемы финансовой устойчивости, заслуживает всяческой похвалы. Мы смотрим за тем, как развивается ситуация вокруг доллара, но мы смотрим и за тем, что происходит с евро. Я напомню, что у нас около 40% резервов находится в евро. А у нас не самые маленькие резервы", – отметил президент РФ.
Если в долларах, то российские резервы сейчас 453,5 миллиарда. Больше только у Японии и Китая. Общая с ЕС программа "Партнерство для модернизации" – это современный способ укрепить экономическое положение.
"Меня порадовало и то, что вчера было сказано Ван Ромпеем в отношении того, что ЕС тоже нужна модернизация, правда, по другим вопросам. Значит, мы все должны этим заниматься. И это партнерство для модернизации полезно всем участникам", – считает Дмитрий Медведев.
Тем более что участники друг другу давно не чужие. Ведь, например, французские "бистро" появились после того, как казаки в 1814 году на Монмартре кричали "быстро". А ростовский магазин Каялова одним из первых в России начал заказывать во Франции женские наряды. Мода рождается в Париже, говорили тут, а первых модниц можно увидеть на улицах Ростова.