На венецианском фестиваля прошла премьера российского фильма-участника основного конкурса – "Овсянок". Как оценило работу Алексея Федорченко жюри, станет известно 11-го сентября, но "Овсянки" уже точно попадут в европейский прокат.
Это был премьера для всех – до венецианского показа последнюю версию "Овсянок" не видел никто, даже сам режиссер Алексей Федорченко. Переживали тоже все вместе: "мы были заложниками слишком сильного сценария", – повторяли во всех интервью актеры. Это впечатление от текста – пронзительного, грустного – очень хотелось сохранить и увидеть в кадре. "Это было потрясающе. Надо сказать, что до сих пор я никак не могу отойти от того, что я прочел, и того, что мы делали, от работы от этой. Я вчера перечитал снова повесть перед отлетом, и эти чувства остались, они еще укрепились во мне", – рассказывает актера Юрий Цурило.
Официальная премьера закончилась апплодисментами. Хлопали пять минут – в Венеции это хороший знак. Теперь можно пить шапманское и наконец расскрывать детали фильма, которые берегли до первого показа. "У директора бумажного комбината – его играет Юрий Цурило – умирает жена. Вместе с другом-фотографом с необычным именем Аист они едут в путешествие, чтобы похоронить ее по специальному обряду северного народа меря. Главная героиня почти в каждом кадре, она постоянно оживает в памяти влюбленных в нее мужчин, но на протяжении 75 минут не произносит ни слова. Диалоги , которые были в сценарии, ушли в первых же дублях, оставив полунамеки, эмоции, тишину. Только в конеце фильма зритель начинает догадываться, что случилось с героиней Юлии Ауг", – рассказывает режиссер.
"Я умерла от любви от недостатка воздуха, – говорит исполнительница главной роли. – Понимаете, можно умереть от того, что тебя задушили любовью. Просто тебя могут так сильно любить, что у тебя словно собственного воздуха не хватает, и ты задыхаешься вот в этом безвоздушном пространстве любви. Вот от этого умирает, вот я так делала".
Таким же неожиданным для зрителя становится финал – трагический, но единственно возможный для главных героев. Вдруг оказывается, что все повествование в фильме шло от лица человека, который умер. Необыкновенное ощущение усилено музыкой и операторской работой Михаила Кричмана – его стиль и Венеции и Каннам отлично знаком, именно он открыл Европе режиссера Андрея Звягинцева, снимал ему и "Изгнание" и победное "Возвращение". Алексей Федорченко говорит, что, познакомившись с Кричманом, нашел свои глаза. "Он включает камеру – и что-то происходит. Он демиург, он создает мир. Он не фиксирует картинку, а он создает. Как это происходит, я не понимаю, потому что ничего особенного нет в этом пейзаже, но вдруг кнопка нажимается, и такое состояние там, и такая там безумная грусть или безумная любовь разливается просто в этом кадре. Оператор от Бога", – говорит режиссер.
Фильм уже куплен европейскими прокатчиками – осенью его ждет Франция, Германия, десятки фестивалей . Правда, там он пройдет спод другим названием – "молчаливые души". Раздача львов – 11 сентября. Председатель жюри – Квентин Тарантино. Вкус у него своеобразный – через неделю узнаем, насколько тронуло его русское кино.