Представители Домодедова считают, что за территорию, на которой произошел взрыв, отвечала милиция. На подобных объектам традиционно работают две правоохранительные структуры - это линейные отделы внутренних дел и собственные службы безопасности. Упреки по поводу слабого контроля работники аэропортов сейчас переадресуют милиции. Эксперты прогнозируют массовые проверки работы милицейских отделов и всех систем безопасности. Корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов продолжит тему.
Кто пропустил смертника - один из первых вопросов, после того как стала понятна картина с числом пострадавших и оказанием помощи. Еще даже не появилось информации о предполагаемых террористах, как анализ ситуации привел к выводу - меры безопасности были откровенно слабыми. Это признали уже и официальные лица, в том числе - представитель Следственного комитета Российской Федерации Владимир Маркин.
"Установлено, что попасть в зал, где произошел взрыв, террористу фактически не составило труда, поскольку не существовало адекватной системы контроля за входом в помещение комплекса аэропорта", - сказал Маркин.
Вслед за этим начался поиск ответственных, но выяснить, кто и за что отвечал в Домодедове, оказалось непросто. В каждом аэропорту присутствует сразу две охранные структуры - это служба безопасности аэропорта и сотрудники милиции. Формально они должны координировать работу друг с другом, но проникновение смертника - как выясняется, с сообщниками - на территорию Домодедова явно показывает, что какая-то из служб допустила промах. Спустя некоторое время представитель аэропорта Елена Галанова внесла пояснения.
"Аэропорт считает, что мы не должны нести ответственности за взрыв, поскольку мы выполняли полностью все требования в сфере авиационной безопасности. Мы - аэропорт - занимаемся авиацией, несем ответственность за авиационную безопасность, все нормы были выполнены и мы действовали в соответствии с действующим законодательством. В здании аэропорта за безопасность людей, которые находятся в общей зоне, отвечает линейное управление внутренних дел - они работают в сотрудничестве со службой безопасности. И мы, по их просьбе, содействуем им в проверке багажа на, поскольку имеем большой опыт в проверках", - заявила Галанова.
Место, где произошел теракт, формально называется "грязной зоной" - это территория до основной площадки предполетного досмотра. Все, что после, уже считается "стерильной" зоной. Особый контроль там ввели после известных проникновений на самолеты смертниц и подрывов авиалайнеров. Поначалу усиление досмотра вызывало протесты пассажиров, но потом все привыкли снимать обувь, верхнюю одежду, облачаться в полиэтиленовые бахилы, а вот в грязной зоне, как уверяют в Домодедове, за безопасность отвечает милиция. На каждом входе раньше всегда можно было видеть кого-то из сотрудников рядом с лентой сканирующего транспортера для проверки багажа. Чтобы сейчас ни заявляли представители аэропорта или милиция, миллионы людей могут засвидетельствовать, что по большей части никто никого не проверял. Это называется "выборочный досмотр", то есть входящего проверяли, если его вид или поведение вызывали подозрение. С другой стороны, наладить тотальный контроль технически невозможно, убеждены некоторые эксперты. Даже в нынешнем, особом режиме, со стопроцентным досмотром, аэропорты долго не протянут. И эти меры не гарантируют безопасности, поясняет Эльдар Тузмухамедов, в недавнем прошлом работник Домодедова, хорошо знакомый с внутренними распорядками.
"Когда идёт колоссальный пассажиропоток, при подходе к этим рамкам, у входа в аэровокзальный комплекс, может создаваться значительная очередь из людей, которые стоят и ждут, пока их досмотрят. Очевидно, что это также могло служить площадкой для террористов. Очевидно, что любая очередь является привлекательной в этом случае как массовое скопление людей", - говорит эксперт.
Работа милиции у входов в аэропорты регламентирована совместными документами, относящимися к внутренним, и обычным Административным кодексом и статьей 27.7. Читаем выдержки из него: "В исключительных случаях личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы".
Проще говоря, сотрудник сам определяет, стоит уделить внимание гражданину или нет.
Аэропорты руководствуются федеральными авиационными правилами, которые называются "Требования авиационной безопасности к аэропортам". В них много говорится о разбивке территории на зоны, об обязанностях службы безопасности, о предполетном досмотре пассажиров, но статус встречающих как-то упущен.
Приводим некоторые цитаты: "Досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия". О возможной доставке оружия в аэропорт не говорится, далее о досмотре и его производстве:
- в аэропортах: после регистрации билетов пассажиров;
- в международных аэропортах и секторах: после прохождения всех видов контроля;
- в аэровокзалах: только в случаях непосредственной доставки пассажиров к борту воздушного судна.
Опять же, о порядке посещения терминала не говорится. То же самое - в более позднем приказе Минтранса от 2007 года о предполетном досмотре. Система формально есть и формально работает, но, не нарушая правил этой системы, смертник спокойно проходит в толпу людей. Многие эксперты приводят в пример Израиль - страну, хорошо знакомую с этой угрозой, где подобный теракт был бы невозможен, комментирует ветеран спецподразделения "Альфа" Сергей Гончаров.
"Я сам был в Израиле и такого бардака допуска в аэропорты или другие охраняемые объекты там не существует. Там нет такого: свободная зона, свободный допуск или ограниченный допуск. Там есть строгие и ясные позиции контроля, притом - тотального контроля", - рассказывает он.
Предварительный анализ ситуации указывает на то, что все силы безопасности были сосредоточены в зонах предполетного досмотра. По инструкции, там работает до 5 специалистов плюс сотрудники ОВД, каждый отвечает за определенные действия - проверка билетов, слежение за монитором на сканирующем транспортере, проверка наличия предметов в карманах пассажира и так далее. А в "грязной" зоне весь контроль возлагался на одного-двух сотрудников, сидящих возле выключенных рамок металлоискателей. Почему-то считалось, что эта территория не нуждается в каком-то особом внимании.
Список пострадавших при теракте в Домодедове опубликован на сайте Минздравсоцразвития.
Читайте также по теме:
Новый взрыв поднял старые вопросы
В зоне прилета людей встретила смерть. "Утро с Владимиром Соловьевым"