Железный занавес для французского правительства: президент Николя Саркози жестко ограничил передвижение своих министров. Теперь чтобы выехать на отдых за пределы родной страны, им нужно специальное разрешение. Началось все с главы французского МИДа, которая провела рождественские каникулы в Тунисе, а часть ее расходов взял на себя крупный бизнесмен.
Во Франции, кажется, уже все привыкли к тому, что премьер-министр всегда за что-то оправдывается. Вот и сейчас: скандал вроде бы разгорался вдалеке от него, но в итоге в кипящем котле все равно оказался Фийон. На заседании парламента с него строго спрашивали социалисты.
"Когда уже, наконец, ваше поведение и поведение ваших министров будет соответствовать тем местам, которые вы занимаете?" – поинтересовался депутат парламента Франции от Партии социалистов Жан Майо.
Вправе задавать такие вопросы оппозиция почувствовали себя после того, как Фийона уличили в том, что новогодние каникулы он провёл в Египте. Факт, сам по себе ничего не говорящий, если не знать, что за всё платила принимающая сторона, и что несколькими днями ранее такой же проступок совершила одна из его подчинённых.
"Для полной ясности вчера я составил коммюнике, в котором указаны все детали этого путешествия, – сообщил премьер-министр Франции Франсуа Фийон. – Ознакомившись с документом, вы поймете, что я строго придерживался правил для поездок за рубеж, установленных для премьер-министра, а также президента республики. Больше по этому поводу говорить я не хочу".
Газеты упражняются в ироничных заголовках и комментариях. Аббревиатура МАМ – эта та самая подчинённая, из-за которой всё началось. Глава МИДа Мишель Альо-Мари имела неосторожность провести отпуск в предреволюционном Тунисе за счёт местного бизнесмена – по некоторым данным, приближённого свергнутого президента Бен Али. Французская общественность возмутилась: пока тунисский народ боролся против диктатуры, министр иностранных дел грелась на пляжах.
Впервые об этой истории французам рассказала газета Le Canard Enchaine (в переводе – "Утка в цепях"). То, что из этой утки сделают слона, Альо-Мари явно не ожидала. "Учитывая ритм, в котором мы работаем, нам нужно отдыхать, оказываться в кругу друзей, и в этот момент мы забываем, кого мы представляем, – рассуждает министр иностранных дел Франции Мишель Альо-Мари. – Это ошибка, сейчас я осознаю это".
В этой ситуации промолчать президент не мог. По новому предписанию Николя Саркози, члены правительства не имеют права выезжать на отдых заграницу без особого дозволения Елисейского дворца.
Впрочем, ещё неизвестно, как решение очертить границы скажется на имидже самого Саркози. Вся страна хорошо помнит его прогулки на шикарной яхте на Мальте вместе с другом-миллионером, а также частные вояжи вместе с супругой в тот же Египет. Да и его международные коллеги своих подчинённых в этом вопросе не ограничивают и сами отдыхают, где хотят. Например, Ангела Меркель любит горные лыжи Швейцарии и пляжи Италии, а Барак Обама совсем недавно осваивал испанское побережье.
Французы по-прежнему остро реагируют на все истории, связанные с чиновниками, а политологи подмечают, что за почти 4 года президентства Саркози так и не удалось создать обещанную перед выборами "безупречную республику".