Составлен политический рейтинг российских градоначальников. Отличников и двоечником мало, городами управляют троечники и хорошисты. Подробнее список обсудим в эфире "Вестей ФМ" с Михаилом Виноградовым, президентом фонда "Петербургская политика".
Мы брали 100 крупнейших городов России, не считая Петербурга и Москвы, которые считаются отдельными регионами. 100 крупнейших городов по численности населения. Мы смотрели мэров, глав, сити-менеджеров с точки зрения их реального политического влияния: и популярности, и отношения с губернаторами, и местных конфликтов, которые происходят, и наличие позитивных и негативных новостей, и ставили, соответственно, оценки. Действительно, больше всего "троечников" и "хорошистов", многие из потенциальных "двоечников" уже потеряли свои посты. На самом деле, в этом году в трети из 100 крупнейших городов сменился либо мэр, либо сити-менеджер, либо глава. Есть мэры, позиции которых довольно шаткие. Из числа резонансных я бы назвал главу Химок Стрельченко, который, как считается, висит на волоске. Сложная ситуация и в Петропавловске-Камчатском.
Тех, у кого "пятерки" – единицы, и это понятно, потому что все-таки самостоятельность мэров снизилась, и часто они сильно зависят от действий и губернаторов, и других местных групп. Во-первых, мы действительно делаем рейтинг выживаемости губернаторов и смотрим, уволят их или не уволят. Так или иначе, мэры принимают ключевые решения часто, бюджетные, экономические в российских городах. Отчасти это своеобразный путеводитель, в том числе для инвесторов, чтобы показать, в каком городе ключевой фигурой является глава, а в какой – сити-менеджер. И вообще, где прямые выборы остались или нет. Отчасти это способ сравнить довольно разных мэров, показатель, у кого ситуация лучше, у кого хуже. И в целом, попытка сделать политическую сферу России, которая все-таки сегодня не очень публичная, более прозрачной.
Мы видим, что в крупнейших городах часто удается сохранить схему прямых выборов. Из 20 крупнейших городов в России в 11 остались прямые выборы, хотя внедрение схемы сити-менеджеров достаточно непопулярно у населения. А внедрение продолжается, нередко со ссылками на федеральную власть. Я думаю, что в следующем году возможна замена ряда мэров. Если к весне выяснится, что низкая электоральная управляемость, могут кого-то из губернаторов поменять. Но вполне вероятно, что губернаторы переведут стрелки на мэров.
Но мы видим, что активность оппозиции на выборах мэров и победа их: ранее в Самаре, недавно в Волжском, в Иркутске, в Братске и других территориях, в принципе, не привели к серьезному усилению оппозиционных партий, наоборот, идет перевербовка этих мэров в "Единую Россию", либо, как в Самаре, они теряют свои посты. Есть территории, где действительно региональные власти принимают многие решения за мэров, начиная от Чечни до Калужской области, где удалось поставить продвиженца губернатора на пост мэра. Есть территории, где достаточно автономно все, потому что вертикаль – это все-таки определенная иллюзия. А на самом деле интерес федерального уровня к тому, что происходит в регионах, скорее падает, чем растет.