Сегодня в России стартовали 2 "призыва": призыв а армию и запись первоклассников в школу. Весенняя призывная кампания в армию продлится с 1 апреля по 15 июля, за это время в войска планируется направить 203720 молодых людей. Родители же заняли очереди в школы еще за несколько дней до начала записи детей в 1 класс. Виной тому неясности в законодательстве: новые поправки в закон об образовании дают преимущества при зачислении некоторым категориям детей. Как проходит 1 апреля у Вас? Это и многое другое Анатолий Кузичев и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вести ФМ" в программе "Утро".
Кузичев: Аня Семкина у нас обходит московские школы...
Шаулина: На предмет очередей.
Кузичев: Притворяясь учительницей младших классов. Аня Семкина, доброе утро!
Семкина: Анатолий, здравствуйте! Я сейчас нахожусь в Малом Кисловском переулке у школы №1243 с углубленным изучением английского языка.
Кузичев: Нормально.
Семкина: Здесь не такой сильный, наверное, ажиотаж. Родители начали подходить, действительно, рано утром. Первый родитель сюда подошел в 4 утра. В основном здесь те, кто живет в других районах, но хочет именно в эту школу. У родителей она почему-то на хорошем счету, пользуется популярностью. Положительные отзывы о ней также в Интернете. Родителям сообщили, что всего будет 2 первых класса по 30 человек в каждом. Но у родителей есть информация, что, по последним предписаниям, все-таки должно быть 25 человек. Вот они пока не знают...
Кузичев: Максимальное количество 25 человек в классе?
Семкина: Да. Кто-то говорит, что 30 человек, кто-то говорит - 25. Вот пока они точно не знают. Но вся опасность в том, что когда были дни открытых дверей, было 110 человек, желающих попасть в школу. Соответственно, конкурс примерно 2 человека на место. То есть должно быть 60 человек максимум.
Кузичев: А конкурс как осуществляется, просто: кто первый встал, того и тапочки?
Семкина: Ну, не совсем.
Кузичев: Или какие-то есть еще принципы формирования классов?
Семкина: Да, есть. И на самом деле так называемые "льготные категории" по закону города Москвы... Первым гарантировано должны приниматься те, кто живет в близлежащих домах, многодетные матери и приоритет тем родителям, у кого уже учатся дети в этой школе. Например, второй или третий, вот сейчас они идут, и если у них уже брат или сестра учатся в этой школе, то их обязательно примут. Им даже не обязательно записываться, сегодня приходить. То есть они уже в списках есть, их не могут не принять. Поэтому тревожатся в основном те, кто хочет попасть именно в эту школу из других районов. Им не нравятся свои школы, близлежащие, они хотят именно в эту.
Кузичев: А никаких ограничений в этом смысле сейчас нет? То есть ты из другого района, но можешь хоть в Малый Кисловский прийти и записаться. Если будут места, тебя возьмут, да?
Семкина: Да. Если есть места и ты пройдешь, тебя примут. В этом ограничений нет.
Кузичев: А как контролировать: есть места или вас обманывают, говорят, что нет?
Семкина: Все должно решиться сегодня. Вот родители с утра записываются, потом в два часа сегодня назначено собеседование у директора. Они должны приходить со всеми документами. Сейчас здесь стоит группа из 5 человек. Это родители. У них есть лист бумаги, и всех, кто проходит за ворота школы, они спрашивают, не в первый ли класс записываться, и предлагают здесь же записаться...
Кузичев: А это какая-то коммерческая услуга?
Семкина: Нет, не коммерческая. Это инициатива родителей, они создают такой список и дежурят здесь, чтобы была какая-то очередь, чтобы никто не пролез без очереди. За этим следят.
Кузичев: А какие там у вас цифры?
Семкина: Здесь пока 30 человек, но они говорят, что, конечно, к двум часам будет больше. Постепенно народ подтягивается. Люди волнуются. Даже походят некоторые люди, которые живут в близлежащих домах, я говорю: "А зачем, если вы гарантировано проходите?" Они говорят: "Нет, все-таки мы хотим подстраховаться. Вдруг не хватит мест". Подошла женщина, у нее внучка, она живет здесь рядом, но она собирается здесь дежурить. Она говорит: "Сейчас машина подъедет, я буду сидеть здесь греться".
Вообще, люди рассказывают друг другу достаточно страшные истории о других школах. В частности о районах окраины Москвы, где много новостроек, но мало школ. В частности в Щелковском районе. Рассказывают, что там школ не хватает.
Кузичев: Понятно. Значит, они рассказывают друг другу страшные истории про окраины?
Семкина: Да.
Кузичев: Милые люди.
Семкина: Нет, просто понимаете, у кого-то знакомые или друзья живут на окраинах, и они друг другу тоже рассказывают, что происходит у них. Вообще, родители говорят, что было бы удобнее, чтобы записывали всех на дне открытых дверей, чтобы избежать такой давки. Они приводят в пример несколько таких образцовых, по их мнению, школ, например, школа №1231 имени Поленова, там запись началась в начале марта. И каждому родителю дали талончик, в какой день и когда ему надо прийти, чтобы никакой очереди не создавалось.
Кузичев: А детишки там есть, или это такая "битва взрослых"?
Семкина: Есть детишки, которые приходят учиться. Они просто проходят в школу.
Кузичев: Это понятно. А вот из тех, кого записывают, их там нет?
Семкина: Нет, детей не приводили сегодня с собой. Пожалели. Только родители стоят.
Кузичев: На связи с нами Евгений Абрамович Бунимович – уполномоченный по правам ребенка города Москвы, заслуженный учитель России. Евгений Абрамович, доброе утро!
Бунимович: Доброе утро!
Шаулина: Доброе утро!
Кузичев: Мы сегодня вот тут всем миром записываем разных детей в разные школы. И все-таки мы противоречивые мнения на этот счет слышали. Во-первых, где бы вы ни были прописаны, в любую школу вы можете записаться. Единственный критерий – это то, что вы должны успеть. Кто первым встал, того и тапочки. Это так?
Бунимович: На сегодняшний день, если юридически говорить, действуют поправки в московское законодательство, в котором сказано, что близлежащие дома имеют преимущество. Ясно, что особые категории: сироты, многодетные и так далее – имеют преимущество, они во всех параметрах его имеют. И те, у кого учатся старшие братья и сестры в данной школе. Это прописано в законе, и хотя это оспорила прокуратура, но судебное заседание только началось.
Кузичев: То есть пока эта норма действует?
Бунимович: Да, эта норма действует. Другое дело, что внесение протеста прокуратурой, я даже не буду обсуждать, кто прав в этом вопросе, а просто само по себе "взбаламучивание" ситуации прямо накануне приема, конечно, приводит к тому, что обиженными считают себя все. И те, кого не взяли по московскому закону, и те, кого не берут по модели прокуратуры. Понятно, что раз в клинче две разные модели, а при этом идет прием, то все считают себя несправедливо обиженными.
Кузичев: А правда, что на окраинах столицы ситуация со школами совершенно страшная, чудовищная, потому что катастрофически не хватает школ?
Бунимович: Нет. В данном случае это действительно неправда. По крайней мере, пока никакой такой информации у меня нет. И, действительно, норматив 25 человек у нас есть, и я думаю, что за нарушение норматива, а одно из ключевых прав – это право на качественное образование, мы будем спрашивать. Ну, можно допустить, что в классе на 2-3 ребенка больше, понятно, что так точно все расписать нельзя. Дети есть дети, если в данном микрорайоне на 3 ребенка больше, мы не откроем для них специальный класс. Но никаких 40-50 не будет. Этого просто быть не может. И если такие факты возникнут, пожалуйста, обращайтесь немедленно к нам.
Кузичев: Спасибо вам огромное. Осталось только поздравить Вас с окончанием трудовой недели, с 1 апреля...
Бунимович: Спасибо. Я только хотел сказать, что я убежден, что это надо начинать не 1 апреля, а надо начинать с 1 сентября и спокойно разбираться, какие дети куда собираются, какие есть проблемы, чтобы не устраивать такую истерику, как сейчас.
Шаулина: Ну, тогда истерика будет в сентябре.
Бунимович: Нет, вы знаете, в сентябре можно будет разобраться, может быть, понять, почему в эти школы записываются, почему в другие не записываются. Тогда нужно понять, что делать с теми школами, в которые не записываются. Может быть, вообще дать возможность классам и тем школам, куда записалось больше, открыть больше классов и так далее. Я считаю, что все дети должны учиться в той школе, куда они хотят записаться. Никакой проблемы особенной в этом нет, кроме ведомственных истерик.
Кузичев: Понятно.
Бунимович: Кто сказал, что в одной школе должно быть два первых класса? Пусть их будет 5, если все хотят в эту школу.
Кузичев: Ну, там же еще связано с количеством учителей, со штатным расписанием…
Бунимович: С 1 сентября начнут учить учителей и так далее...
Шаулина: Помещения.
Бунимович: Помещения пусть они арендуют в соседней школе, куда никто не записывается. Все это решаемые вопросы. Только, конечно, не в таком авральном режиме, как сейчас.
Полностью эфир программы "Утро" слушайте в аудиофайлах
Эфир за 1апреля:
Первый час: Прохождение техосмотра снова на ПИКе. "Утро с Анатолием Кузичевым"
Второй час: Родители встали в очередь за первоклассным образованием. "Утро с Анатолием Кузичевым"
Третий час: Китай не хочет жить в рекламной роскоши. "Утро с Анатолием Кузичевым"