В Москве после тяжелой и долгой болезни на 78-м году жизни скончался выдающийся писатель и публицист Аркадий Ваксберг. До последних дней он работал собкором "Литературной газеты" в Париже. Широкую известность принесли Ваксбергу его знаменитые судебные очерки, которыми "Литературка" гремела в 70-х – 90-х. Их он писал с особым знанием дела, ведь был известным адвокатом, доктором юридических наук. А еще он автор десятков книг, пьес и сценариев.
В картотеке "Литературной газеты" после фамилии Ваксберг – самая большая и плотная пачка карточек. Он писал в "Литературку" полвека. Аркадий Ваксберг, сын известной московской адвокатессы, сам окончил Юридический факультет МГУ. Уже был успешным адвокатом, когда начал писать. Так он стал основателем целого жанра журналистики – судебного очерка.
"О самых громких делах СССР писал Ваксберг. И его приезда боялись во всех городах и весях, – говорит Леонид Колпаков, первый заместитель главного редактора "Литературной газеты". – Конечно, были последствия. Такие были последствия! Решения на самом высоком уровне принимались в среду – в день выхода газеты. И мэры очень известных городов лишались работы, и секретари обкомов получали по шапке".
После очерка "Баня" в свое время сместили мэра Сочи. Тогда рассказ о том, что чиновники устраивают фривольные развлечения в специальной бане, возбудоражил страну. Газету, тиражом шесть миллионов экземпляров, передавали из рук в руки. Но чтобы такой материал был опубликован, приходилось вступать в непростую игру с цензурой и партийными соглядатаями. Цена публикации была высока. Как и цена ошибки. Может быть поэтому Аркадий Ваксберг имел репутацию человека закрытого.
"Он телефоны скрывал, – вспоминает Колпаков. – Был такой большой список телефонов "Литературки". Там только Ваксберга нет телефона домашнего У всех есть, а у него нет".
Но ему звонили. Почти никогда с тем, чтобы поболтать о пустяках, почти всегда – с бедой. Он помогал тем, что писал. Ваксберг получил массу журналистских и литературных наград. Мечтал получить телевизионную – "Тэфи". Несколько раз номинировался за свои умные, несуетливые фильмы: о сотрудничестве разведок – "Большой театр военных действий", о судьбе эмиграции – "Мы унесли с собой Россию".
"Где интеллигенты лучше служили? На родине, с зажатыми ртами, или за границей, где можно было свободно мыслить и говорить", – спрашивал Ваксберг.
Последние 20 лет он жил во Франции. Оставался собкором "Литературки" и много писал, десятки книг. Брался за то, в чем надо было всерьез и глубоко разбираться.
"Он исследовал абсолютно темные страницы, – говорит Колпаков. – Он написал первую книгу о Вышинском. И первые документы опубликовал именно Ваксберг".
В советских театрах хорошо шли его пьесы, а фильмы, сценарии к которым он написал – "Штормовое предупреждение", "Опасная зона" – в Советском Союзе смотрели все. Олег Ефремов, Михаил Ульянов, Белла Ахмадулина, Василий Аксенов, Михаил Жванецкий – люди, с которыми он искал общения, и которые искали общения с ним. Без тени пафоса те, кто его знал, говорят: без Ваксберга история отечественной журналистики и публицистики не будет полной. Он журналист той эпохи, когда разобраться могло быть важнее, чем быстрее рассказать, обдумать – важнее, чем успеть. Аркадиий Ваксберг точно знал, чем его слово отзовется.