"Generation П", бесспорно, можно назвать одним из самых ожидаемых фильмов года – во всяком случае, отечественных. Правда, режиссер Виктор Гинзбург долгие годы жил и работал в США, где обучился хитрому искусству рекламы; разумеется, кому, как не рекламщику, экранизировать именно этот роман Виктора Пелевина, посвященный именно рекламной индустрии?
Очевидно, постепенно осознавая разницу между коротким коммерческим и крупным авторским форматами, Гинзбург отдал работе над картиной много лет – около семи, если быть точным. Если видеть и в этом элемент раскрутки, то он удался: в самом начале проекта все были полны скепсиса, и мало кто верил в возможность экранизировать Пелевина. А сегодня зритель полон нетерпения: "Когда уже наконец?".
Тут-то фильм и появился из-за горизонта. Причем не просто так, а в неожиданно уместном прокатном контексте, отсылающем нас к тем самым 1990-м, итогом которых стала одноименная пелевинская книга: только что отгремел полочный "Мастер и Маргарита" Юрия Кара, только что показали "ПираМММиду" о Сергее Мавроди – гимн мошенникам 1990-х, и даже в прокатную неделю премьеры "Generation П" рядом встал "Крик 4" - переосмысление самого модного американского ужастика 1990-х.
Для тех, кто забыл или, о Боже, не читал первоисточник (хотя таким лучше открыть книжку, чем сразу идти в кино): "Generation П" - история Вавилена Татарского, героя смутных постперестроечных лет. Учился в Литинституте, торговал в коммерческой палатке, а потом начал придумывать слоганы, пошел в рекламу и постепенно узнал, что Россия и есть Вавилон, а ему Вавилоном править, взобравшись на самую верхушку нарисованной Брейгелем Башни. В фильме эту роль исполняет Владимир Епифанцев, счастливо покинувший несуразный имидж супергероя. А окружение играют наполовину известные актеры, наполовину модные персонажи: Владимир Меньшов и Рената Литвинова, Михаил Ефремов и Сергей Шнуров, а еще – покойный Роман Трахтенберг.
Первая и фатальная ошибка режиссера – верность книге Пелевина. Чрезмерная верность. Пытаясь повторить или пересказать все пелевинские шутки, Гинзбург способен экранизировать лишь некоторые из них. И по факту его картина превращается в сплошную говорильню, бесконечный и довольно унылый телеспектакль на те темы, которые изжили себя лет десять назад.
Виноват ли автор романа? Да нет – перечитайте "Generation П" и сами в этом убедитесь. За некоторые книги лучше не браться. Постмодернистские подначки превращаются в тривиальный капустник, актеры не играют, потому что материала нет: хорош только сам Епифанцев, да и то потому, что его герой – человек-никто, универсальная нейтральная передача для вялотекущего сюжета. Кино не получилось, но смотреть будут все равно: слишком уж долго ждали. И одни найдут в нем подтверждение своей любви к Пелевину – мол, гения на экран не перенесешь. А другие вновь убедятся, что этот раскрученный писатель – мыльный пузырь.
"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"