На японской АЭС из-за взрыва водорода сохраняется сложная ситуация. Вышла из строя система охлаждения реактора. По оценке экспертов, взрыв на третьем блоке был значительно мощнее взрыва, который произошел 12 марта и привел к обрушению потолка здания. С перегревом реактора справиться пока не удается. Российские специалисты следят за состоянием окружающей среды на Дальнем Востоке и заявляют о том, что пока никаких превышений предельно допустимых норм радиации в России не зафиксировано. Угрожает ли России радиация от японской АЭС, "Вестям ФМ" рассказал исполнительный директор Российского атомного сообщества, главного редактором портала Atomic-energy.ru Павлов Яковлевым.
"Вести ФМ": Павел Александрович, здравствуйте!
Яковлев: Добрый день!
"Вести ФМ": Итак, нам есть чего опасаться?
Яковлев: По официальным данным, которые поступают от всех наших служб – от МЧС, от Росгидромета, – пока все в порядке, никакой угрозы для России пока нет. И существующие метеоусловия пока тоже не представляют никакой угрозы для России.
"Вести ФМ": Но, тем не менее, на атомной электростанции гремят взрывы, американские корабли отходят от берегов Японии в связи с угрозой заражения. Значит, такая угроза все-таки существует?
Яковлев: Дело в том, что у государства есть официальные требования и нормативы. И в первую очередь, конечно, государство заботится о безопасности и здоровье своих граждан. Реакция властей США абсолютно логична и правильна в этом отношении. В отношении самих взрывов. Это взрывы именно водорода, накапливающегося внутри реактора. Сам реактор, который находится в металлическом корпусе, остается защищенным и остается в безопасности - это подтвердила как компания Tokyo Electric Power, так и МАГАТЭ, и комиссия по ядерной безопасности Японии. Также для уменьшения давления внутри реакторов был выпущен газ.
"Вести ФМ": Но этот газ радиоактивен?
Яковлев: Да, безусловно, он радиоактивен. Но там норма радиации в разы меньше, чем в приреакторной зоне. Опять же я хочу объяснить, что в основном вся радиоактивность сосредоточена в самом реакторе. Первый контур охладителя несет определенную радиоактивность, но она не представляет такой серьезной угрозы.
"Вести ФМ": Но вот сейчас реактор пока не удается охладить. Сколько есть у специалистов времени на это? Сколько он еще может выдержать в таком состоянии?
Яковлев: Вот ситуация на втором реакторе сейчас достаточно сложная. Специалистам не удается никак установить датчики и попасть туда, чтобы проконтролировать уровень воды. Они заявляют о том, что сломались датчики давления. Но, тем не менее, и премьер-министр, и его заместитель, и комиссия по ядерной безопасности - все говорят о том, что ситуация находится под контролем. И в данный момент как раз идет операция по заливу воды.
Полностью интервью с Павлом Яковлевым слушайте в аудиофайле.