Военно-следственный отдел по пермскому гарнизону возбудил уголовное дело по статье "Нарушение правил полетов" по факту падения в конце прошлого года истребителя МиГ-31. Адвокаты пилотов утверждают, что их подопечные невиновны, а крушение произошло из-за отказа двигателя. Тем не менее, если вина летчиков будет доказана, их могут обязать возместить ущерб за потерянную боевую машину. Подробности - в материале корреспондента "Вестей ФМ" Сергея Ткачука.
ЧП произошло 19 ноября прошлого ода. Вылетевший с авиабазы "Сокол" истребитель МиГ-31 рухнул в лесу Чусовского района Пермского края. Летчики отрабатывали в небе различные фигуры пилотажа. Когда истребитель выполнял так называемую "полубочку", машина свалилась в штопор. Экипажу пришлось катапультироваться. Причем, как утверждают адвокаты, пилоты пытались спасти машину до последнего. Они покинули истребитель на высоте 3,5 тысячи километров, хотя, по инструкции, могли это сделать на 5 тысячах. Так называемые черные ящики при крушении сгорели. Однако, несмотря на отсутствие самописцев, комиссия пришла к выводу, что самолет был исправен до самого момента столкновения с землей. Следовательно - виноваты пилоты. Теперь наказания им не избежать, уверен руководитель московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Андрей Князев.
"Скорее всего, решение о взыскании будет вынесено. И это не единственное решение, которое выносилось. На моей практике один солдат врезался на машине в истребитель. С него взыскали по тем временам около 90 миллионов рублей. Что касается того, что не было черных ящиков, тут решение выносится по нескольким доказательствам. Если решение о взыскании будет вынесено, то взыскиваться это будет в солидарном порядке, то есть поровну с каждого из членов экипажа, если их было несколько, как в данном случае", - поясняет Князев.
Однако, несмотря на приговор, государство вряд ли когда-нибудь получит эти деньги, считает Князев.
"Необходимо сказать, что взыскание не распространяется на квартиру, на одежду, еще на что-то. То есть, по-хорошему говоря, человек должен работать и отдавать. Но если у него несколько объектов недвижимости, если он добровольно принесет свою часть и выплатит, то, может быть, государство что-то и получит. Но, скорее всего, пристав-исполнитель просто составит акт о невозможности исполнения данного решения", - комментирует эксперт.
В свою очередь, вице-президент некоммерческого партнерства "Безопасность полетов" Рафаил Аптуков не может припомнить случаев, когда пилоты расплачивались за разбитый самолет. Даже если были признаны виновными в катастрофе.
"Мне на память не приходят вот такие случаи. Уголовные дела открываются. Как правило, они заканчиваются или наказанием в виде лишения свободы, или в виде условного срока. Я не владею информацией, когда бы взыскивались какие-то деньги. Авиационная техника достаточно дорогостоящая, но какие-то меры взыскания наверняка будут применены", - рассуждает Аптуков.
Похожая ситуация была с экипажем бомбардировщика Су-24, сгоревшего при посадке на военном аэродроме под Санкт-Петербургом. Самолет снизился раньше времени и задел крылом сугроб у самого торца взлетной полосы. Летчики катапультировались, машина разбилась. Хотя вина пилота присутствовала, выплачивать стоимость бомбардировщика экипажу не пришлось.
МиГ-31 - новейший истребитель четвертого поколения. Его стоимость оценивается в 132 миллиона рублей. Даже если пилоты будут отдавать государству в месяц по 50 тысяч рублей каждый, расплачиваться им придется 110 лет.