Шаттл "Индевор", предпоследний из оставшихся в строю, в эти дни с третьей попытки отправился с берега Атлантического океана в свой прощальный полет. А в Хьюстоне продолжается подготовка к полёту челнока "Атлантис", он намечен на конец июля. Впереди у астронавтов "Атлантиса" два месяца напряженных тренировок, 16-часовой рабочий день, практически без выходных. Уходит в историю один из символов современной Америки, целая эпоха покорения космоса. После закрытия программы челноков Россия останется единственной страной, выполняющей пилотируемые полеты. По крайней мере – на ближайшие три года.
Через несколько месяцев они увидятся уже на орбите. Экипаж "Союза-ТМА-2М" и астронавты 135-й, последней в истории, миссии шаттла. Американцы продолжают в Хьюстоне готовиться к историческому полету челнока "Атлантис", он намечен на конец июля. Их всего четверо – командир Крис Фергюсон, пилот Дуг Херли, специалисты Сандра Магнус и Рэкс Уолхейм. Обычно на шаттлах летает 6-7 астронавтов, но в этот раз экипаж сокращен, если вдруг авария челнока на орбите, запасной корабль НАСА прислать не сможет.
"Случись что, единственная возможность вернуться домой – только на "Союзе". Тогда нам придется задержаться на орбите до будущего года", – говорит пилот миссии STS-135, астронавт НАСА Дуг Хёрли.
Их даже подбирали по росту – для тех, кто летит на российских кораблях, в отличие от челноков, есть ограничения.
"Мы были в России, прошли курс подготовки на "Союзе", испытали на себе российские скафандры, ложементы, которые сможем использовать на российском корабле, если что-то случится", – рассказывает астронавт НАСА, командир миссии STS-135 Крис Фергюсон.
Впереди у экипажа еще два месяца напряженных тренировок. Что на земле, что на орбите у них 16-часовой трудовой день и почти нет выходных. Надо учиться и работать, как говорят, за себя и за того парня – пятого и шестого членов экипажа, на которых в этом полете рассчитывать не придется.
"Мы сфокусированы полностью на подготовке к миссии сейчас, очень сильно заняты тренировками. Мы должны быть в хорошей форме до того, пока не приземлимся. После этого мы сможем спокойно вздохнуть полной грудью и насладиться тем, что все завершилось успешно. Конечно, это будет очень грустным моментом для многих людей", – считает Крис Фергюсон.
Один из символов современной Америки, целая эпоха уходит в историю. Провожать шаттлы на пенсию к мысу Канаверал приезжают сотни тысяч людей. Челнок "Индевор", предпоследний из оставшихся в строю, в эти дни с третьей попытки отправился с берега Атлантического океана в свой прощальный полет.
На орбите астронавтов встретил командир станции Дмитрий Кондратьев. Этот стыковочный узел, с помощью которого шаттл причаливает к станции, разработан нашими инженерами. В 90-е, когда Россия и Соединенные Штаты начали сближение в космосе, именно российские специалисты передали американцам опыт стыковок кораблей с орбитальными станциями. Америка делала это впервые.
"Разумеется, система стыковки шаттла – это российская система. Огромная помощь России – это очень верно сказано. Эта система была разработана для стыковки со станцией "Мир", – поясняет астронавт НАСА Майкл Баррат.
Станцию "Мир" на орбите сменила МКС, ее строили именно с помощью шаттлов. Сегодня, после закрытия программы челноков, Россия осталась единственной страной, выполняющей пилотируемые полеты. По крайней мере на ближайшие три года.
"Сейчас мы должны быть вместе, много-много наций, которые участвуют в одной гонке. Потребуются все ресурсы и все знания каждой страны, чтобы оторваться от Земли как можно выше. Уже не идет речь об исследовании космоса, речь идет о заселении. Это то, что мы сможем сделать только вместе", – уверен руководитель программы МКС в НАСА Майкл Суффредини.
НАСА передает низкие орбиты Земли на откуп коммерческим кораблям и концентрируется на дальних полетах. Россия, целью которой, скорее всего, будет выбран Марс, пойдет тем же путем.