Тема:

Скандал с ЕГЭ 10 лет назад

ЕГЭ-2011 стал самым скандальным

Шестеро из семи учеников пересдавали математику в Московском педуниверситете
Шестеро из семи учеников пересдавали математику в Московском педуниверситете
Специальная комиссия при президенте по усовершенствованию Единого государственного экзамена соберётся сегодня на заседание в Москве. Обсудят итоги ЕГЭ-2011 и предложения учителей о том, как избежать нарушений, и как за них наказывать.

Специальная комиссия при президенте по усовершенствованию Единого государственного экзамена соберётся сегодня на заседание в Москве. Обсудят итоги ЕГЭ-2011 и предложения учителей о том, как избежать нарушений, и как за них наказывать.

От него ждали объективности и равноправия при поступлении в вузы. А получился один большой скандал. Кампания по сдаче ЕГЭ завершается. Но в этом году побиты все рекорды по числу афер.

Случай в московской школе номер 958, где вместо выпускников на экзамены пришли студенты МФТИ (причем, вместо молодых людей – даже девушки), кажется не таким уж вопиющим на фоне общероссийского экзаменационного обмана. Ответами ЕГЭ открыто торговали в Интернете через популярные соцсети. Или как в Адыгее – просто вскрывали конверты заранее.

"Ученик садится на заранее отведенное место. Ему передается конверт, который он вскрывает второй раз. Всего у нас изъято порядка 150 конвертов, которые имеют признаки двойного вскрытия", – рассказал оперативный сотрудник.

Нарушения лично санкционировала замминистра образования республики Марьят Алиева. Передавала руководителям комиссий списки с "нужными" фамилиями. Не случайно в северокавказских республиках – самые высокие результаты по ЕГЭ. При том, что победами на всероссийских олимпиадах там ученики как раз не блещут. Между тем, эксперты признают: общий уровень коррупции в образовании упал как минимум в 5 раз.

"За 7 лет сумма – деньги, которые, как заявляют семьи, они тратили неформально – снизилась примерно с 9-10 миллиардов, до полутора-двух миллиардов – это очень большое снижение, некоторый эффект ЕГЭ", – считает Ярослав Кузьминов, председатель комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ, ректор Высшей школы экономики.

У такой вот учительской помощи есть другая причина: финансирование местных департаментов образования – во власти показателей.

"Нужно во всех соревновательных моментах, связанных с оцениванием результатов региона, образовательного учреждения, учителя в части стимулирующей оплаты труда, убрать результаты ЕГЭ. Пока это связано, стремление системы образования приукрасить будет иметь место", – уверена Любовь Духанина, заместитель председателя комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ, директор общеобразовательной частной школы "Наследник".

В предложениях, подготовленных российскими учителями – они уже направили их президенту и правительству, а сегодня еще раз вместе рассмотрят на специальной комиссии – введение персональной и уголовной ответственности за любые нарушения , будь то подсказки, или использование мобильных телефонов. Плюс – создание независимых центров оценки качества образования.

"Чтобы эти люди не из системы образования были в момент самой процедуры, чтобы они не имели возможность подсказывать, подписывать, добавлять что-то в результаты, то есть разорвать цепочку, когда система, которая достигает результат, сама же его и оценивает", – пояснила Любовь Духанина, заместитель председателя комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ, директор общеобразовательной частной школы "Наследник".

В целом, и в Рособрназоре, и в Минобразования ситуацию с ЕГЭ не драматизируют. Случаи, когда школьникам не хватило бланков, и задания, выполненные на обычных листах, не зачли – как это было в Башкирии – единичны. Да и упреки в механистичности тестов уже не актуальны – в задания добавили творческий блок. Хотя многим это и не нужно. Поэтому специалисты предлагают вообще разделить экзамены на два уровня: базовый просто для получения аттестата и продвинутый, если предмет при поступлении является профильным.

Ровно через неделю вузы закончат прием документов. Конкурс в престижные университеты доходит до 80 человек на место. Во многом это как раз благодаря ЕГЭ, теоретически он уравнял шансы абитуриентов. На практике шансы сократились, ведь бюджетных мест больше не стало.