Ночь с 18 на 19 июня московские защитники исторических зданий назвали "Ночью длинных ковшей". За одну ночь город лишился двух таких зданий. Под снос пошли последний уцелевший флигель усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской и дом купца Феоктистова на Большой Ордынке. Общественное движение "Архнадзор" называет снос этих строений варварской акцией и заявляет о необходимости продолжать борьбу с разрушением исторической части города.
Флигель усадьбы на Большой Никитской является частью памятника федерального значения, рассказал Вестям.Ru координатор "Архнадзора" Рустам Рахматуллин. По его словам, основные силы движения в ночь с субботы на воскресенье находились именно там. Но воспрепятствовать сносу на этот раз не удалось. Дело в том, что сносы в усадьбе Шаховских начались еще в 2009 году, а в октябре 2010 года "Архнадзор" добился приостановки работ.
"Эпопея строительства театра "Геликон-опера" на месте усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых длится несколько лет. Эта история является абсолютно циничной, абсолютно вандальной. Это проект лужковского времени со всеми признаками этого времени, главный из которых – отношение к памятнику не как к завершенному строительству, а как к материалу для нового строительства", – отметил Рахматуллин.
Он рассказал, что в связи с этим проектом имели место манипуляции с охранным статусом усадьбы. "Нам до сих пор официально отвечают, что здание вообще не является памятником, – отметил координатор. – Цинизм, присутствующий на этой площадке, безмерен, и он усугубляется тем, что строительство ведется во имя культуры, ради развития театрального учреждения, и заказчиком выступает сам город".
По мнению Рустама Рахматуллина, на этом знаковом для города объекте столичные власти должны были, напротив, продемонстрировать приверженность так называемой "градостроительной революции" – возвращению строительства в историческом центре в правовое поле. Решение о сносе флигеля говорит именно о неготовности властей пересматривать старые проекты, считает координатор "Архнадзора".
Тем более странно это все в свете другого примера – положительного, касающегося Провиантских складов, которые перестраиваются для Музея истории Москвы. Здесь столичный мэр Сергей Собянин подтвердил необходимость проводить именно реставрационные работы – ничего не перестраивать, не надстраивать и не копать. В случае же с усадьбой на Большой Никитской необходимо было решаться на ревизию проекта, на поиск нового места для большой сцены "Геликон-опера", отмечает координатор "Архнадзора".
Рустам Рахматуллин подчеркнул, что по закону осуществлять те или иные проекты в исторических зданиях необходимо таким образом, чтобы не перестраивать их и не разрушать. "Закон говорит о возможности приспособления памятников к современной жизни и ничего не говорит о возможности капитального строительства, то есть строительства и изменением параметров, и прямо запрещает реконструкцию", – сказал он.
Поэтому, по его мнению, никакая большая сцена не уместилась бы на территории этого памятника. "Княгиня Шаховская сама была театралкой, ей тоже была нужна большая сцена. Но она почему-то не сломала свой двор, а купила соседний участок и построила там театр. Ныне это Театр Маяковского", – отметил Рахматуллин.
"Я бы хотел спросить тех деятелей культуры, которые поддерживали строительство театра: может быть, они зайдут в Калашный переулок и ответят, то ли они имели в виду? Пусть они посмотрят на экскаватор, стоящий на куче кирпича, оставшейся от прекрасного дома 19 века", – продолжил он.
Рахматуллин добавил, что "Архнадзор" по-прежнему настаивает на остановке и пересмотре этого проекта. "Что касается действий в правовой сфере – мы их, конечно, обсуждаем. Фактически, нас поддерживает позиция прокуратуры, она высказана в представлении на имя вице-мэра Марата Хуснуллина", – сказал он. Остановить работы на месте памятников и пересмотреть эти проекты, по его мнению, вполне возможно, при условии общего адекватного понимания ситуации и последовательного поведения правительства Москвы. Только восстанавливать теперь придется намного больше, чем можно было бы раньше.