В Норильск, наконец, добрались почти 200 детей, которые по вине авиакомпании "Континент" не могли вернуться домой после летнего отдыха. Их взял на борт другой перевозчик. Между тем, в десятках аэропортов остаются сотни людей, обманутых "Континентом". По словам гендиректора, компания объявила себя банкротом, чтобы, как это ни парадоксально звучит, "не создавать неудобств пассажирам". Действительно, какие там неудобства, когда никто никуда не летит, а сотни миллионов рублей от продажи билетов успешно переправлены. И эта схема, как выяснилось, повторяется каждое лето.
Благовещенск, Симферополь, Красноярск, Краснодар, Сочи, Барнаул – всюду одна и та же картина. Тысячи пассажиров, безнадёжно застрявших в аэропортах на долгие дни, без денег и еды. Но главные проблемы впереди. К 1 сентября надо будет как-то возвращать на север тысячи детей, отдыхающих на курортах Крыма.
"Мы предполагаем, что в местах отдыха критичные моменты наступят еще до 28 августа, когда основная масса отдыхающих будет возвращаться", – говорит министр промышленности и энергетики Красноярского края Денис Пашков.
Авиакомпания "Континент" объявляет себя банкротом в разгар отпускного сезона. ЧП с эффектом дежавю. Всё это уже было, и в 2008-м – с альянсом Air Union, и в 2010-м – с авиакомпанией "Заполярье". Повтор из года в год до мельчайших деталей: измучанные отпускники с детьми на руках, самолёты, которые не заправляют из-за долгов, и авиамагнаты, бодро объясняющие, что деньги на керосин как-то фьють, и кончились.
"Задолженность по всем портам (42 порта России) – это всего 30 миллионов, – сообщает генеральный директор авиакомпании "Континент" Владимир Красильников. – Понимая, что создадим очень много неудобств пассажирам, мы обратились в Росавиацию об отзыве лицензии".
Гендиректор "Континента", по данным Росавиации, перед банкротством продал 35 тысяч билетов на 280 миллионов рублей, то есть на сумму, почти в 10 раз превышающую долг перед аэропортами.
"На остальные 250 миллионов он как раз и приобрёл воздушные суда – два самолёта, или три он приобрёл в собственность", – отмечает заместитель руководителя Росавиации Олег Клим.
Не сходится. "Континент" летал на престарелых, купленных с запасных стоянок других компаний Ту-154. Вот цены распродажи подобной техники обанкротившегося "КрасЭйр": средняя стоимость сильно подержанного Ту – 10-15 миллионов рублей.
"Человек набирает старые, подержанные "тушки", потом в разгар сезона по дешёвке, а "Континент" очень дёшево продавал билеты, набирает кэш, выводит и объявляет себя банкротом, – поясняет Олег Клим. – Он собирал пассажиров, и из регионов вывозил на курорты – Сочи, Анапа и так далее. То же самое, что и "Заполярье" делало".
"Заполярье" – норильская авиакомпания, лопнувшая при идентичных обстоятельствах год назад. А Владимир Красильников, чей "Континент" начал возить пассажиров как раз год назад, был одним из главных авиабоссов Норильска. Совпадения бортовых номеров в парках самолётов "Континента" и "Заполярья" даже не удивляют.
"Континент" продавал билеты на полеты аж до 15 сентября. Пока брошенных пассажиров вывозят попутными рейсами – разумеется, за счёт бюджета. Но везёт не всем. Так, некоторые норильчане застряли в аэропортах Украины, а жители Благовещенска неделю просидевшие в Красноярске.
Тем, кто ещё не успел улететь на юга, в Росавиации предлагают срочно сдать континентовские билеты. Увы: московский офис компании пуст. В бумаге чёрным по белому написано: "Возврат денег только через суд". И вновь дежавю. Ровно то же самое происходило в 2008-м с пассажирами обанкротившегося Air Union. Альянс состоял из пяти авиакомпаний, в том числе крупнейших "КрасЭйр" и "Домодедовских авиалиний". Контрольный пакет акций принадлежал государству. Но реально Air Union контролировали красноярские бизнесмены – братья Абрамовичи.
Как потом выяснили ФАС и Счётная палата, все активы – от зданий, ангаров и ремонтных цехов до билетной сети и грузовых терминалов, а заодно и авиастоянки вместе с самолетами – все было раздроблено на кусочки и уведено в оффшоры. С ведома больших авиационных начальников. Итог – билетная выручка уходила на аренду в собственных оффшорах собственных самолетов, на счетах – ноль, госпакеты акций размыты. Зато долгов, которые пришлось гасить государству, – на миллиард долларов. Кто за это ответил? Никто.
Разумеется, история повторилась. Руководство Росавиации не поясняет причин столь упорного наступания всё на те же грабли. Чиновники утверждают: никаких претензий к авиакомпании "Континент" не было.
"Сертификат её был даже продлён, но ещё раз хочу повторить, что на момент проведения данных процедур компания полностью соответствовала всем требованиям", – утверждает Олег Клим.
Руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета РФ Владимир Маркин добавляет: "В рамках расследования конкретного уголовного дела будут установлены конкретные должностные лица Росавиации и других государственных органов, будет дана правовая оценка их действиям или бездействию при выдаче лицензий на перевозку".
Подсказка: три условия скорого банкротства. Первое: авиакомпании – год, от силы – два. Второе: летает она на старых, сто раз перезаложенных Ту-154. Третье: в разгар сезона авиабилеты продаёт по цене, ниже железнодорожных. Это значит, что очередной воротила уже включил форсаж, чтобы собрать наличные и кинуть бюджет и пассажиров на сотни миллионов рублей. Фигура высшего финансового пилотажа – всё та же.