Нобелевский комитет объявил лауреата премии по химии. Ученый из Израиля, Даниэль Шехтман, получит награду за открытие так называемых квазикристаллов. Сама теория их существования оказалась настолько спорной, что Шехтмана даже обвиняли в шарлатанстве. Но он сумел доказать наличие квазикристаллов и объяснить их уникальные свойства, это было в 1982 году.
В своем завещании изобретатель динамита – сам химик – поставил науку о веществе на почетное второе место. C 1901 года его наследники согласно воле Нобеля вручают часть приумноженного состояния самым выдающимся ученым планеты.
Королевская академия наук Швеции решила присудить Нобелевскую премию в области химии 2011 года профессору Даниелю Шехтману из Технологического института Израиля с формулировкой "за открытие квазикристаллов".
Профессор Шехтман из Хайфы открыл нечто, что, как сказали на церемонии представлявшие награду члены комитета, "потрясает основы" представления о том, как устроен атом. Квазикристаллы – порядок расположения атомов и молекул – из них состоит любое твердое вещество – ото льда до золота – еще недавно считались невозможными, поскольку противоречили общепринятым догмам.
"Я спокойно отреагировал на эту новость, сказал только жене, ведь меня просили до объявления результатов в Стокгольме никому не сообщать. Это очень приятно, но должен сказать, что проблемой квазикристаллов занимались многие ученые во всем мире, в том числе и мои российские коллеги", – рассказал научный сотрудник Института технологии в Хайфе, а ныне и нобелевский лауреат Даниель Шехтман.
Еще недавно считалось, что принципы расположения атомов и молекул в твердых материалах подчиняются строгим законам симметрии – двукратной, четырехкратной или шестикратной. Все прочие варианты считались невозможными, так как при них атомы находились бы в непосредственной близости и даже сталкивались бы друг с другом. Но именно Шехтман сумел доказать, что кристаллическая решетка имеет не только периодическое строение, но и обладает осями симметрии разных порядков.
В отличие от многих других открытий, точная дата, когда Шехтман обнаружил свои квазикристаллы, известна достоверно из дневника ученого: 8 апреля 1982 года. В то утро, за электронным микроскопом Шехтман изучал магниево-алюминиевую смесь. Точки слева в его дневнике означают атомы. Справа в столбик – порядки симметрий в кристаллической решетке. 10-кратная симметрия атомов – напротив этой строки ученый поставил три знака вопроса.
Нарушая завещание Нобеля, который велел награждать только за самые свежие открытия, комитет вручает призы исследованиям, которые выдержали испытание временем. Чтобы пробиться через стену академических постулатов, Шехтману и квазикристаллам потребовалось целых 27 лет. И теперь научное сообщество признается, что не может со 100-процентной уверенностью говорить, как раньше, что знает об атоме всё.
Открытие квазикристаллов, говорят российские ученые, должно создать науку, имя которой еще не придумано, нечто на стыке химии, физики, математики.
"Раньше мы представляли, что, как конструктор "Лего" состоит из кубиков, так и все твердые вещества – из кристаллов. И применяя эту модель, много где не замечали у вещества другие механические свойства", – поясняет Андрей Ширяев, старший научный сотрудник Института физической химии и электрохимии имени Фрумкина РАН.
Миллион 400 тысяч долларов США – это награда материальная, признание коллег и научного сообщества. по словам Шехтмана, бесценно. Вручать призы как всегда будут 10 декабря в Стокгольме в день смерти Альфреда Нобеля.