Во вторник в суде округа Йорк (США, штат Пенсильвания) начался процесс над американской супружеской четой, обвиняемой в убийстве приемного мальчика из России Вани Скоробогатова. Супругам Майклу и Наннет Крейверам инкриминируется жестокое обращение с ребенком, преступный сговор и убийство.
Согласно итогам предварительного расследования, семилетний Ваня, которому приемные американские родители дали имя Натаниэл, умер 25 августа 2009 года в местной больнице от осложнений, вызванных травмой головного мозга. Супруги Крейверы утверждали, что 19 августа того года мальчик упал и ударился головой о печь. Якобы, на следующее утро они обнаружили Ваню недвижимым в постели и отвезли к врачам, которые, поняв, что ребенок находится при смерти, подключили его к искусственной системе жизнеобеспечения. Несколько дней спустя по просьбе приемных родителей мальчик был от нее отключен.
Проведенное позже медицинское освидетельствование выявило на теле мальчика более 80 ушибов "разных стадий заживления", в том числе 20 – на голове. Семилетний ребенок также находился в крайней степени истощения. Его приемные родители утверждают, что мальчик был "трудным ребенком" и имел "склонность к членовредительству".
Первой на заседании суда выступила помощник адвоката Класина Махони, которая сообщила присяжным, что мальчику был поставлен диагноз "фетальный алкогольный синдром". По ее словам, из-за этого и других отклонений ребенок имел склонность наносить себе физический вред. Класина Махони также отметила, что в течение нескольких лет до смерти Вани его приемные родители неоднократно обращались в различные медицинские учреждения с просьбой оказать ему помощь.
После выступления защиты заместитель прокурора Тим Баркер описал многочисленные раны, обнаруженные на теле мальчика. По его словам, которые приводит местная газета The York Daily Record, голова ребенка настолько распухла, что некоторые из тех, кто его видел, не могли сдержать слез.
Далее суд заслушал показания первого свидетеля по этому делу – Кристофера Пенни, фельдшера скорой помощи из больницы "Холи Спирит", куда был доставлен Ваня. "Голова мальчика, как мне показалось, была похожа на мокрую губку", – рассказал он, добавив, что у мальчика была порвана барабанная перепонка в правом ухе, а левое настолько распухло, что невозможно было определить степень его повреждения. По словам фельдшера, все тело ребенка было покрыто синяками.
Суд заслушал также показания врача отделения неотложной хирургии больницы "Холи Спирит" Николаса Барана, принимавшего Ваню 20 августа 2009 года. По его словам, в отделение поступил "болезненно бледный мальчик с распухшей головой, который едва дышал". После осмотра было принято решение перевести ребенка в медицинский центр Херши, где доктором Марком Лантоска была проведена операция. Несмотря на принятые меры, состояние ребенка не улучшилось, он так и не пришел в сознание. По свидетельству врача, травма Вани могла произойти так, как описали его приемные родители. Он согласился с адвокатом Сюзанн Смит в том, что сначала Крейверам могло показаться, что с ребенком все в порядке, и лишь ночью у него могло произойти кровоизлияние в мозг.
В свою очередь, сержант полиции Джон Шрейнер сообщил присяжным, что, по словам Майкла Крейвера, он и его супруга Наннет "обращались во все местные больницы с просьбой помочь в лечении поведенческих проблем Вани, однако им говорили, что ничем помочь не могут". Шрейнер также отметил, что когда он увидел мальчика после проведенной операции, "на его теле с ног до головы было бесчисленное количество синяков и ушибов".
Супруги Крейверы усыновили Ваню и его сестру Дашу, живших до этого в одном из детских домов Челябинска, в 2003 году. Девочка, получившая имя Элизабет-Мэри, в настоящее время проживает с родственниками приемного отца. В суде ее интересы представляет специальный опекун. Судебные власти разрешили родителям вести с приемной дочерью переписку, однако все письма должны проходить предварительную проверку специалистов социальных служб.
По словам ведущего дело судьи Джона Кеннеди, жюри присяжных, которым предстоит вынести вердикт на предстоящем процессе, было отобрано из 59 кандидатов. Процесс формирования скамьи присяжных заседателей проходил в нетипичной для американского судопроизводства обстановке строжайшей секретности. Судья объяснил такие меры тем, что освещение процесса отбора присяжных заседателей местной прессой настроило бы их предвзято.
Ранее местные СМИ сообщали, что прокуратура отказалась от первоначального намерения добиваться вынесения обвиняемым смертного приговора. Как пояснили местные наблюдатели, при наличии перспективы смертной казни жюри крайне редко выносят обвинительный приговор.