Мировой автопром пережил непростой год. Банкротство американских гигантов, закрытие заводов, забастовки, скромные автовыставки, а главное - падение продаж. Итоги автомобильного года, мирового и российского, а также планы автопрома на будущее изучал корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Гололобов.
Мировой автопром пережил непростой год. Банкротство американских гигантов, закрытие заводов, забастовки, скромные автовыставки, а главное - падение продаж. В первом полугодии картина была унылой, более яркие краски появились осенью. В ноябре, например, продажи в Европе выросли на 27% по сравнению с тем же месяцем и годом ранее, когда кризис только начался и всех изрядно напугал. В целом по итогам 2009 падение в Европе останется, но не драматичное, считает заместитель генерального директора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.
"Это падение 10 процентное, при этом Европа, в том числе за счет принятых стимулирующих мер - это в том числе утилизационные бонусы, налоговые льготы, сейчас выходит на конец года с падением продаж примерно в 5%. При этом в той же Германии, Словакии, Чехии уже по этому году наблюдается рост", - рассказывает Удалов.
Это был год слияний и поглощений. Успешный пример объединения "Рено" с "Ниссан" воодушевил автомобилестроителей: "Фиат" купил "Крайслер", уже в декабре объявлено о том, что "Пежо Ситроен" приобретает 50-процентный пакет акций "Митсубиси", а "Фольксваген" обменивается акциями с "Судзуки". "Вольво" стал китайским, его приобрела корпорация "Джили". Ну и самая громкая сделка года - немецкий народный автомобиль "Фольксваген" наконец-то объединился с другим знаменитым соотечественником - "Порше", отметил главный редактор газеты "Автоизвестия" Олег Осипов.
"Историческая справедливость восторжествовала и концерны объединились. На сегодняшний день, если они купят еще 25% "Судзуки", то это будет четвертая, ну, по сегодняшнему ранжиру, а может даже вторая по объему выпуска автомобилей", - поясняет Осипов.
Среди моделей в 2009 наибольшей популярностью в Европе пользовались хетчбэк "Фольксваген Гольф", на втором месте компакт "Форд Фиеста", а на третьем – "Пежо 207". Наиболее громкие и интересные для нас автопремьеры в этом году происходили тоже в Старом Свете, говорит заместитель главного редактора журнала "За рулем" Вячеслав Субботин.
"Это, конечно, "Порше Панамера" - совершенно роскошный автомобиль. Это "Мерседес" Е-класса новый, это "БМВ Икс 1" и новая "пятерка". У "Пежо" унивесрал повышенной вместимости - потрясающий 5008, только что показали новую "Ауди А8", ну, и, конечно, новая "Астра" от "Опеля". Они давно готовили эту модель, и появление ее в гольф-классе - это знаковое событие", - считает Субботин.
Конечно, автомобильных премьер стало меньше. Однако это не значит, что развитие технологий и форм остановилось - оно лишь несколько сменило приоритеты. Сегодня - это экономичность и экологичность. Все без исключения автогранды полюбили бюджетный сегмент и на него бросили свои лучшие силы. Еще один тренд сезона - гибридные автомобили. В них энергия торможения не уходит в никуда, а идет на подзарядку аккумуляторов. Оттого в гибридах достигается неплохая экономия, объясняет Олег Осипов.
"Вне всякого сомнения, они получат дальнейшее развитие, хотя я не думаю, что они в ближайшем будущем, лет на 5, окажут очень существенное влияние. Я думаю, что это будет в лучшем случае четверть продаж мировых", - рассказал Осипов.
Что же касается России, то падение годовых продаж у нас будет куда серьезней, чем в среднем по миру. Эксперты говорят примерно о минус пятидесяти процентах. Но не все так мрачно. 2009 год запомнится началом работы в нашей стране автосборочных предприятий многих мировых грандов. И начало это вполне оптимистичное, уверен Вячеслав Субботин.
"Прежде всего, это организация полномасштабного производства компании "Фольксваген" в Калуге. Ну и, естественно, это пуск модели "Шевроле Круз" под Санкт-Петербургом. Это, скажем, у "Ниссана" "Икс-Трейл" начали производить, ну и, конечно, грузовики "Вольво", сейчас первые грузовики сошли с конвейера в Калуге. Любопытно, финальный такой штрих, это пуск автомобилей "Опель" предыдущего поколения в Калининграде на "Автоторе", - поясняет Субботин.
В 2010 году, по прогнозам экспертов, мировой автопром в целом, скорее всего, восстановит свои позиции по продажам. Но все не так однозначно, отмечает Сергей Удалов.
"Может быть от 2 до 5% по отношению к текущему году. Причем продажи будут расти на рынках Китая, Индии и Бразилии. И, напротив, по Европе может быть серьезное падение продаж, потому что в этом году продажи выросли именно за счет стимуляции автомобильного рынка. Это в частности - утилизация и налоговые какие-то льготы. Эти меры уже заканчиваются. В частности на самом большом рынке Европы - немецком - там уже наблюдается серьезное падение продаж", - рассказывает Удалов.
В новом году, конечно, тоже будут премьеры. Практически все автопроизводители покажут свои новинки. Это может быть рестайлинг уже существующих моделей, а может быть и абсолютно новые. По словам Олега Осипова, в России, например, особо трепетно ждут новый "Мерседес" S-класса.
"Это машина представительского класса, это "Мерседес" S-класса, они законодатели мод в этом сегменте рынка. Когда она будет в Женеве или Париже, трудно сказать. Но наши богатые люди этой премьеры, вероятно, ожидают, особенно чиновники", - замечает Осипов.
В наступающем году в России продажи автомобилей, скорее всего, сохранятся на нынешнем уровне. По мнению экспертов, в лучшем случае может быть небольшой рост. Этому должна помочь разрабатываемая сейчас программа утилизации старых машин. Но в любом случае на восстановление докризисного уровня продаж понадобится несколько лет. Точнее пока сказать не может никто.