Американский концерн ''Дженерал Моторс" передумал продавать свое европейское подразделение "Опель". Покупателем должен был стать консорциум Магна-Сбербанк, и еще до вчерашнего дня ничто не предвещало такого поворота. Подробности - у корреспондента радио "Вести ФМ" Анны Семкиной.
Полубанкрот "Опель" остается у американцев. Буквально сутки назад правление головного офиса "Джи Эм" в Детройте приняло решение не продавать жемчужину своих активов. Как говорится в заявлении компании, финансовое положение "Дженерал Моторс" изменилось. Продажи машин увеличились, и впервые за два года компания фиксирует прибыль. Посему "Джи Эм" планирует реструктурировать немецкие заводы "Опеля" самостоятельно и потратить на это на целых полтора миллиарда меньше, чем пообещали выделить правительства Германии и других европейских стран. Больнее всех это известие восприняли в самой Германии. О светлом будущем "Опеля" немцы пеклись целый год, обсуждали варианты сделок, отбирали самые выгодные из них. Ангела Меркель уже назвала срыв сделки "поражением". Возмущен и министр экономики Райнер Брюдерле:
"Действия "Дженерал Моторс" в отношении Германии являются абсолютно неприемлемыми. Ответственность за такое развитие событий ложится исключительно на "Джи Эм". Немецкая сторона не позволит "Дженерал моторс" оказывать на нее давление".
Сделку сорвали очень грамотно и хитро, уверен директор исследовательских программ по России и СНГ Германского общества внешней политики Александр Рар. По его мнению, сложно придумать более удачное время. Канцлер Меркель находится с визитом в Вашингтоне и благодарит Америку за помощь 20 лет назад, когда пала Берлинская стена.
"Госпожа Меркель, она не может в нынешней ситуации защитить прежнюю сделку Опель-Сбербанк, не может критически отреагировать на те поступки, которые совершила американская сторона. Все планы и идеи рухнули. В Германии сейчас поговаривают о том, что может быть следовало прислушаться к рекомендациям министра экономики цу Гуттенберга, который вообще говорил о том, что нужно искусственно обанкротить "Опель", чтобы продать", - поясняет Рар.
В России решению "Джи Эм" тоже удивились, но более сдержанно. Действительно, канадско-российский блок, куда входят "Магна", "Группа ГАЗ" и Сбербанк, боролись за "Опель" с начала мая. Достойно выдержали конкуренцию с итальянцами и китайцами. К июлю в ''Дженерал Моторс" обещали завершить все формальные процедуры. И к 10 сентября совет директоров ''Дженерал Моторс" одобрил продажу 55% акций "Опеля" консорциуму Magna-Сбербанк. Остальные акции оставались у "Джи Эм" и сотрудников "Опеля". У российских партнеров со сделкой были связаны большие надежды, пояснил пресс-секретарь премьер-министра России Дмитрий Песков:
"Как известно, "Дженерал Моторс" передал управление своим европейским дивизионом в траст, и фактически эта сделка была уже трастом одобрена. В этой связи вызывает удивление сделанное вчера заявление совета директоров "Дженерал Моторс" об отказе от сделки. Мы знаем, что консорциум Магна-Сбербанк намерен провести в самое ближайшее время консультации как с самой корпорацией "Джи ЭМ", и, конечно, провести детальный юридический анализ".
В неблагоприятном исходе отчасти виноват сам консорциум Магна-Сбербанк, уверен заместитель главного редактора газеты "Автоизвестия" Андрей Осипов. По его мнению, россияне поторопили события.
"Сыграли и высказывания Германа Грефа, и других наши чиновников, которые начали высказывать предположения на тему, что "Опель" будет производиться, чуть ли не на "АвтоВАЗе", а не только на ГАЗе, произойдет сращивание марок, что несколько странно. Тем более на фоне того, что сделка окончательно завершена не была. Мы могли с покупкой "Опеля" получить доступ к наиболее современным автомобильным технологиям", - говорит Осипов.
Для России это никакая не трагедия, считает автоэксперт Роман Гуляев. Сбербанк изначально не отрицал возможность перепродажи "Опеля". Да и сам глава Сбербанка Герман Греф утверждал, что цель покупки - создание транснациональной компании. Потеряла, прежде всего, канадская "Магна", причем еще задолго до срыва сделки.
"Магна" там хотела продавать до 500 тысяч машин. Но речь шла о кумулятивных продажах марок "Джи Эм", то есть "Шевроле" и "Опель", и ГАЗ. Но уже сразу было ясно, что "Шевроле" им продавать не дадут на территории России. То есть, продажа-дистрибуция "Шевроле" - это остается бизнесом "Джи Эм", за который "Джи Эм" будет получать деньги", - считает Гуляев.
Вице-премьер России Александр Жуков тоже не видит повода расстраиваться:
"Нас в первую очередь волнует судьба российского автопрома. Я думаю, что сейчас мы нижнюю точку кризиса уже прошли и у нас есть неплохие перспективы. Я думаю, что постепенно наш автопром будет выходить на нормальную работу".
Но очевидно, что скандал с непродажей "Опеля" еще не скоро завершится. Правительство Германии уже намерено попросить "Дженерал Моторс" вернуть кредит на полтора миллиарда евро, который предоставил Берлин. А немецкая пресса прогнозирует мощные протесты 25-тысячного коллектива компании в Германии.