В Послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев высказал мнение, что внешняя политика России должна быть, прежде всего, прагматичной. А оценивать эффективность такой политики нужно по одному критерию - улучшается ли жизнь в стране. Подробнее о внешнеполитических идеях президента - материал корреспондента радио "Вести ФМ" Инессы Алексеевой.
Основной приоритет внешней политики, по мнению президента, - укрепление многополярности. Россия и впредь будет его придерживаться. Тем более что этот приоритет все отчетливее утверждается в мире. В период финансового кризиса лидеры разных стран были вынуждены обсуждать общие вопросы, в том числе - реформирование финансовой архитектуры и систему безопасности, и процесс этот коллективный.
"Могли бы мы ещё 10 лет назад, даже 5 лет назад представить, что лидеры столь разных стран будут сидеть за одним столом и обсуждать финансовые, экономические, то есть по сути внутренние вопросы? А ведь именно так и происходит на саммитах "Группы двадцати". Мы уже сейчас вместе занимаемся реформированием мировой финансовой архитектуры и системы безопасности, фактически модернизируем их для учёта интересов как можно большего количества государств", - заявил президент.
Российская же внешняя политика должна быть ориентирована на экономическое сотрудничество и должна, в конечном счете, улучшать жизнь россиян.
"Нам нечего, как принято говорить, "надувать щёки". Мы заинтересованы в притоке в страну капиталов, новых технологий и передовых идей. Наша внешняя политика должна быть исключительно прагматичной. Её эффективность должна оцениваться по простому критерию: способствует ли она улучшению жизненных стандартов в нашей стране?'', - заявил Медведев.
Именно такой критерий внешней политики - с точки зрения прагматизма, считает крайне важным гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
"Политика России была прагматической всегда. И президент справедливо подчеркнул, что многополярность - это не открытие, это проводилось и раньше, просто в прошлом Послании была другая ситуация - недавняя война, и президент был вынужден жестко реагировать на этот вызов. Сейчас ситуация прагматизируется во всех смыслах и мы возвращаемся к классическому прагматизму. Мне кажется чрезвычайно важной оценка внешней политики по критерию инвестиционного климата и притока инвестиций", - поясняет Орлов.
Намерение президента повысить прагматичность внешней политики позитивно расценивает президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. По его мнению, сейчас в этом смысле есть два основных направления: "Содействие российскому бизнесу максимально и содействие гражданам, в том числе в обеспечении безвизового режима с как можно большим числом стран, в том числе со стороны Шенгена и США. В такой форме у Медведева это не звучало, но конкретизация - прагматизация - это позитивный шаг".
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин обращает внимание на то, что прагматизм положен в основу внешней политики многих стран, в том числе и США.
"Россия призывает своих партнеров следовать этим правилам для того, чтобы обстановка международная не переходила в конфликтную, как это произошло в Ираке и в Афганистане. И судя по всему, прагматическая позиция России не оставляет шансов нашим, скажем так, заклятым партнерам - Украине и Грузии", - говорит Мухин.
Как заявил президент, - "Россия будет вести прагматичную внешнюю политику, однако готова менять свои подходы, чтобы выстраивать совместную с партнерами работу".