Предстоящей зимой улицы Москвы должны стать чище. Столичные магистрали перед применением противогололедных реагентов впервые тщательно промыли. Кроме того, при уборке дорог от снега теперь будет применяться ряд новшеств. В частности, реагенты будут расходоваться по "научным и четко обоснованным нормам". Правда, сами эти "нормы" эксперты уже подвергли сомнению. Подробности в материале корреспондента радио "Вести ФМ" Елены Карабин.
Каждый год московские власти совершенствуют технологии уборки снега и наледи с дорог и тротуаров. Поскольку без реагентов столица обойтись не может, то год от года меняется состав дорожной "химии". Вот и в этот раз поливать улицы столицы, по словам зав кафедрой почвоведения МГУ Дмитрия Хомякова, будут новым составом.
"Каждый год происходят корректировки химсостава продуктов, в итоге единственным продуктом, который используется в Москве из группы, являются соли хлоридов. В этом году впервые частично в состав ряда реагентов будут введены и формиаты, то есть биологически разлагаемые соединения, которые уменьшают коррозионную активность продуктов, разлагаются в окружающей среде, их утилизируют микроорганизмы в окружающей среде", - поясняет Хомяков.
Состав нового реагента, по заверениям руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Андрея Цыбина, хорошо изучен, безопасен и, главное, соответствует всем нормам.
"В новой технологии оценено воздействие на окружающую среду, проведены общественные слушания в полном объеме и новая технология, в отличие от других инструкций, утверждена на 5 лет, и от конкретных марок реагентов, в чем ее существенное отличие, мы перешли просто к требованиям на эти реагенты, мы не ограничиваем сегодня конкуренцию", - говорит Цыбин.
По данным Департамента ЖКХ, столица уже запасла на зиму 80 тысяч тонн твердых реагентов и 220 тысяч тонн жидких для обработки дорог. Правда, неясно, вся эта "химия" имеет новый состав или старый. Ведь с прошлого года тоже остались запасы. По данным сопредседателя Союза общественных экологических организаций Москвы Андрея Фролова, в 2008 году на складах города был обнаружено 60 тысяч тонн экосола - реагента, запрещенного для применения.
"На сегодня судьбы этих 60 тонн неизвестна. Боюсь, чтобы не тратить деньги на вывоз и ликвидацию этого дела его просто раскидают", - говорит Фролов.
Если раньше проследить за тем, чем посыпают и поливают улицы Москвы могли независимые эксперты, то теперь, сокрушается Андрей Фролов, на склады им путь закрыт.
Существует только ведомственный контроль, когда сами чиновники себя контролируют. Сверяются они с новой инструкцией, над которой, как пояснил начальник департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Антон Кульбачевский, работало много ведомств.
"Мы провели большую работу и наконец-то утвердили инструкцию по применению антигололедных препаратов, которые в данный момент регламентирует полностью и химический состав, и количество реагентов в норме, которая высыпается в зависимости от климатических погодных условий", - говорит Кульбачевский.
В автопарке дорожно-эксплуатационного комплекса "Север" наготове стоит 8 универсальных уборочных машин Jet Broom. Каждая из них, по словам гендиректора комплекса Андрея Хоштария, способна заменить 3 уборочные машины, при этом лишних реагентов швейцарская автоматика не насыплет.
"Там стоит датчик, который - инфракрасный луч, который считывает проезжую часть и уже передает в компьютер. Тот определяет количество реагентов, которое поступает уже на распределительную тарелку", - рассказывает Хоштария.
Между тем, Андрей Фролов уверен, что власти хоть ссылаются на новую инструкцию по использованию реагентов и на новую заграничную технику, но спросить с них по закону никто не сможет.
"Даже в тех требованиях, которые существуют на федеральном уровне, - на самом деле это не ведомственная инструкция, а требования Минтранса, если обращаться куда-либо, то на этой ведомственной инструкции любой может сказать - это внутренний документ, который нас не касается, его не контролирует ни прокуратура, ни экологическая милиция, ни какие-либо другие структуры. Но даже по этим требованиям, там нет требования по тяжелым металлам", - поясняет Фролов.
Вывод о том, насколько хороши или плохи новые реагенты, горожанам придется делать самостоятельно. Но уже после первого снегопада автомобилисты жаловались на то, что стекла машин быстро покрываются характерным налетом от реагентов.