Тема:

Полпред Хлопонин 14 лет назад

"Начальник Кавказа". Реплика Максима Соколова

Распоряжение президента России Дмитрия Медведева назначить губернатора Красноярского края Александра Хлопонина полпредом президента в Северо-Кавказском федеральном округе - шаг, которому трудно что-нибудь возразить по существу. Удастся ли Хлопонину добиться долговременного умиротворения Кавказа?

Распоряжение президента России Дмитрия Медведева назначить губернатора Красноярского края Александра Хлопонина полпредом президента в новосозданном Северо-Кавказском федеральном округе и, одновременно, вице-премьером российского правительства относится к тем не столь уж частым в наше время решениям верховной власти, которые не вызывают критики с оппозиционной и даже с непримиримо-оппозиционной стороны. При том, что обыкновенно непримиримые встречают в штыки любое исходящее от власти решение, а в случае с назначением Хлопонина - царит всеобщее благожелательство или, как минимум, нейтралитет.

Вероятно, это хороший признак, когда и противники власти, причём весьма пристрастные противники, затрудняются что-либо возразить по существу. Такой весомый аванс может быть связан прежде всего с тем, что новоназначенный кавказский наместник - фигура довольно уникальная в карьерном отношении. Будучи, по истории своего успеха, несомненным представителем олигархата 90-х - взлёт его карьеры идёт от приватизации "Норильского никеля", - он сумел избежать тех нареканий, которые обыкновенно адресуются крупным капиталистам, сделавшим состояние в ту эпоху. Что свидетельствует о хорошем умении вести дела, в том числе и дела политические.

В принципе, "Норильский никель" образца 1995 года был совсем не мёдом намазан, там царила совершеннейшая вакханалия, один из новых владельцев, посетив комбинат, задумчиво констатировал: "Мне кажется, там много воруют". И как-то нормализовать ситуацию, избежав при этом социального взрыва (а большой моногород за Полярным кругом - штука сложная) - это признак наличия управленческих способностей.

Последующее с 2002 года управление Красноярским краем тоже было признано успешным, причём это единственный случай, когда представитель олигархата 90-х столь удачно управлял регионом. Можно, конечно, вспомнить еще чукотского губернатора Романа Абрамовича, которого чукчи боготворили, однако, Чукотка - существенно другой случай. Это было чисто дотационное мероприятие, в ходе которого Роман Аркадьевич меньше денег тратил на яхты размером с эсминец и больше - на поддержку коренного населения Чукотки. Благотворительность - дело похвальное, но регион как был остро дотационным, так им и остался.

В Красноярском крае, который равен четырем Франциям, филантропические подвиги в духе Романа Абрамовича нельзя было повторить при всём желании. Просто дотировать такой огромный регион, и к тому же опорный для России, не под силу даже самому сверхъестественному мультимиллиардеру. Единственный способ поднять регион - это поднять экономику, в чем Хлопонин в общем-то и преуспел. Красноярский край остаётся одним из немногих в России регионов-доноров.

Наконец, Хлопонину в его красноярском служении удалось избежать скандалов и кривотолков. Вряд ли Красноярский край стал равен двадцати пяти Швейцариям по честности и благочинию, люди везде грешные, а чиновники в особенности, однако, на фоне того, что в общем и целом творится в региональном управлении, край смотрелся оазисом порядка.

Сохранить приличную репутацию, управляя столь богатым и обширным краем, - многие ли в этом преуспели? Чаще мы наблюдаем, за примерами недалеко ходить, что богатство управляемого региона и незапятнанность репутации находятся в обратно пропорциональном отношении. Избежать этой неприятной закономерности - уже политическое искусство. И немалое.

Теперь, конечно, главный вопрос: до какой степени Александр Хлопонин сумеет применить своё управленческое и политическое искусство на совершенно другом поприще. Одно дело - управлять там, где текут великие реки сибирские, другое дело - национальными республиками Северного Кавказа со всей их спецификой. Аграрное перенаселение, многочисленность не всегда любящих друг друга горячих горских народов, неизбежная для горских народов клановость, остановившееся историческое время, общее сложное наследие как недавней, так и давней российской политики на Кавказе.

Сумей до сих пор успешный политик и управленец Хлопонин хоть немного продвинуться в развязывании этих многочисленных узлов, а значит, к долговременному умиротворения Кавказа, - в этом случае можно будет говорить, что земля русская не оскудела выдающимися государственными мужами. Будем смотреть и желать успеха.