У Ирака было оружие массового уничтожения, а досье британской разведки никто не подтасовывал. Об этом заявил экс-премьер Великобритании Тони Блэр на заседании спецкомиссии, которая расследует обстоятельства участия Лондона в иракской войне.
У здания конференц-зала, где проходят слушания по Ираку, Тони Блэра сегодня ждали сотни разгневанных людей. Сюда пришли активисты антивоенных организаций и родственники погибших во время иракской кампании.
Но бывший премьер шел давать свои показания, не обращая особого внимания на народный гнев. Чтобы он чувствовал себя в безопасности, потребовалась целая армия стражей правопорядка. С воздуха его прикрывали вертолеты. Всего же на меры предосторожности было потрачено больше сотни тысяч фунтов. Так что каждое слово Тони Блэра сегодня, действительно, было золотым.
Справедливости ради бывшему премьер-министру не привыкать давать показания перед комиссиями, которые расследуют обстоятельства войны в Ираке. Он это делал, как минимум, дважды. И еще ни разу не позволил себе усомниться в собственной правоте.
Сегодняшние слушания не стали исключением. Из уст Тони Блэра постоянно звучало: в то время правда была на моей стороне.
"После одиннадцатого сентября наше восприятие рисков изменилось. Если террористы смогут убить больше трех тысяч человек – они сделают это. Даже спустя время я верю, что этим рисковать нельзя", – заявил Тони Блэр, экс премьер-министр Великобритании в 1997-2007 гг.
Комиссия, которую возглавляет сэр Джон Чилкот, уже два месяца пытается разобраться, зачем Тони Блэр втянул Великобританию в иракский конфликт. Опрошено немало участников событий 2003-го года, но предыдущие показания, по сути, мало что дали.
Никто не знает, о чем говорили Тони Блэр и президент США Джордж Буш в апреле 2002-го года на ранчо в Техасе. Они беседовали там один на один. Предполагается, что именно тогда британский премьер пообещал своему другу, что Великобритания в любом случае примет участие в военной операции в Ираке.
Тони Блэра подозревают в том, что он уже тогда знал, что главная цель американцев – это Саддам Хусейн, а не химические и биологические боеприпасы.
"Единственное обязательство, которое я дал на встрече в Кроуфорде, было обязательство разобраться с Саддамом. Я не хотел, чтобы американцы считали, что у них нет другого выбора, кроме как справляться самим", – говорит бывший премьер Великобритании, Тони Блэр.
Но, как обычно, все возвращается к пресловутому иракскому досье. И Тони Блэр по-прежнему утверждает, что свято верил в ту угрозу, которая исходила из Багдада.
"Суть в том, что это режим был жестоким и несправедливым. Была бы еще большая угроза, обладай он оружием массового уничтожения", – сообщает экс-премьер-министр.
Комиссия Джона Чилкота не собирается никого судить. Еще на первом заседании было объявлено, что цель расследования открыто разобраться, какие ошибки были допущены во время подготовки и проведения иракской кампании, чтобы не допустить их впредь. Единственное, что необходимо в таких случаях, это правдивые показания.