Киргизия на грани гражданских волнений. В городах проходят акции протеста, одна из самых крупных состоялась в Бишкеке, где президент собрал "Курултай согласия". Представителей оппозиции на Курултае, правда, не оказалось. Главные причины недовольства людей – резкий рост цен и коммунальных тарифов. Впрочем, дело не только в этом. Особые чувства у жителей республики теперь к сыну главы государства, который за время президентства отца стал одним из самых могущественных людей в стране.
Видимо, чтобы согласия было побольше, и чтобы никто не сомневался, что оно в принципе в киргизском обществе есть, "Курултай согласия" в Бишкеке начался с задержания оппозиционеров. Участники пикета перед зданием Государственной филармонии, хотели передать депутатам Курултая требования оппозиции. В итоге в отделение милиции доставили более 30 человек, в том числе лидера одной из оппозиционных партий Темира Сариева.
Нынешний Курултай по сути своей явился вынужденным и поспешным ответом властей на съезд, проведенный киргизской оппозицией на минувшей неделе. Тогда в Бишкек съехались тысячи сторонников оппозиционных партий. Общий настрой у людей – разочарование в президенте и его окружении.
За последние 9 месяцев в Киргизии были приватизированы несколько стратегически важных для страны компаний, в том числе "Киргизтелеком", и "Северэлектро". Оппозиция утверждает, что компании попали под контроль сына президента Максима Бакиева.
"Под видом приватизации идёт рейдерский захват страны. "Северэлектро" – это проводящие сети трёх областей, они были проданы за три миллиона долларов. В Турции меньшая сеть была продана за миллиард", – утверждает председатель Объединённого народного движения Республики Кыргызстан Алмазбек Атамбаев.
Максим Бакиев в последнее время играет ключевую роль в киргизской политике и экономике. Во-первых, как политик Максим Бакиев возглавляет Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям, которое решает, куда и на что направить государственные деньги. Во-вторых, финансово-промышленная империя бизнесмена Максима Бакиева контролирует крупнейшие банки и предприятия Киргизии. И даже международный аэропорт Манас – тоже часть семейного бизнеса. Между прочим, выгодного. Это ведь поставки не только для гражданского аэропорта, но и для американской базы.
Одним из основных бизнес партнеров Бакиева-младшего, его консультантом, долгое время был предприниматель Евгений Гуревич, глава международного холдинга MGN Group. Власти Италии недавно объявили Евгения Гуревича главным подозреваемым по делу о незаконной легализации почти трёх миллиардов долларов, контрабанде бриллиантов и наркотиков. И, кстати, именно компания Гуревича долгое время управляла госактивами Киргизии, в том числе и российским кредитом в 300 миллионов долларов. Куда пошли эти деньги, на что были потрачены властями страны, никому не понятно.
"Мы, депутаты, когда спрашиваем куда пошли деньги, как реализуется кредит, мы не получаем четкого ответа", – возмущается лидер фракции Социал-демократической партии а киргизском парламенте Роза Отунбаева.
При этом российские бизнес-проекты в Киргизии буксуют, часть из них, видимо, будет реализовываться с Китаем, россиян же просто отодвинут в сторону. А вот с Вашингтоном Бишкек сближается всё больше. Правительство Киргизии решило недавно открыть ещё одну новую американскую военную базу, на юге страны.
Возможно, на передел госсобственности, на махинации и на смену вектора во внешней политике обычные люди обратили бы меньше внимания, если бы ни ряд обстоятельств.
За последние полгода тарифы на свет и тепло в Киргизии выросли почти вдвое. И вырастут, как обещает кабинет министров, ещё. И это на фоне того, что фактически в стране отсутствует какое бы то ни было производство, и работы нет. Разрушены советские заводы-гиганты "Торгмаш", "Сельмаш", на территории Бишкекского завода электродвигателей сейчас находится китайский базар. И те, кто хотят что-то заработать, вынуждены ехать в Казахстан, или, что чаще, в Россию. И именно эти люди в первую очередь опасаются возможного осложнения отношений Москвы и Бишкека. Трудовых мигрантов в пяти с половиной миллионной Киргизии – почти 20 процентов.
Впрочем, руководство Киргизии это всё, кажется, не очень беспокоит. Как сказал сегодня на Курултае Курманбек Бакиев, власть идёт по правильному пути, но пока страна не достигает поставленной цели потому, что "родственные связи и коррупция опутывают нас по рукам и ногам".
Лидеры оппозиции, похоже, с этим согласны. Они открыто говорят, что за родственные связи и какая коррупция опутала Киргизию. Так что с этой точки зрения "Курултай согласия", видимо, всё же провели не зря.