Он считал, что в космос надо летать на крыльях. Но у всех его "крылатых" проектов – "Буран", "Спираль", МАКС – судьба сложилась непросто. А начиналось все с ударной многоразовой системы "Спираль". В эти дни конструктору многоразовых авиа-космических систем Глебу Евгеньевичу Лозино-Лозинскому исполнилось бы 100 лет.
Этот человек крайне редко попадал в объективы фото- и кинокамер. Фамилия главного конструктора отечественных многоразовых космических систем была известна немногим. 8 ноября 1988 года, когда весь мир – кто с восхищением, кто со страхом наблюдал за полетом "русской птички" – "Бурана", ее создатель, Глеб Лозино-Лозинский скромно затерялся в кругу подчиненных. Уже тогда он понимал – проект закроют.
"Несмотря на то, что "Буран" слетал только раз, но тот рывок увеличения авторитета нашей страны, который я наблюдал, посетив ряд стран, он полностью себя оправдал", – рассказывает Глеб Лозино-Лозинский, генеральный конструктор НПО "Молния" ( архив, июль 1999г.).
В преддверии 100-летнего юбилея Лозино-Лозинского в Роскосмосе собрались его соратники и друзья. Обычно коллегии здесь посвящены актуальным вопросам отечественной космонавтики. На этот раз вспоминали генерального конструктора многоразовых космических систем, которого можно поставить в один ряд с Сергеем Королевым. Всю свою жизнь Лозино-Лозинский считал, что в космос надо летать на крыльях. Но у всех его "крылатых" проектов – "Буран", "Спираль", МАКС – судьба сложилась непросто. А начиналось все с ударной авиакосмической системы "Спираль".
"Спираль" делали чистые авиаторы. Авиационная идеология, то есть предусматривалась возможность ведения маневренного космического боя", – говорит Вадим Лукашевич, историк космонавтики
Когда впервые на экранах появились "Звёздные войны" режиссера Лукаса, за компьютерными эффектами знатоки увидели попытку красиво показать войну в межпланетном пространстве. Ныне трудно представить, но "Спираль" Лозино-Лозинского ещё в 1965 году планировалась именно под такую войну – только вместо фантастических лазеров каждый корабль оснащался вполне реальными ракетами класса "космос-космос".
"Формально тема была закрыта. И только большой энтузиазм участников этого проекта позволил завершить не совсем даже законными методами определённую важную часть лётных испытаний орбитального самолёта", – делится Глеб Лозино-Лозинский, генеральный конструктор НПО "Молния" (архив, июль 1999г.).
В жизни Лозино-Лозинского был еще один проект – многоцелевая авиакосмическая система, сокращенно – МАКС. Многоразовое, экономичное транспортное средство сегодня практически готово к испытаниям.
"Теплозащита – она уже исследована на "Буране". Что касается маршевых двигателей, то сегодня создан прототип для ракеты Ангара – вот он по факту является прототипом и для МАКСа", – говорит Владимир Скороделов, заместитель главного конструктора НПО "Молния".
Внешне, старт выглядит просто. Самолёт-носитель Ан-225 набирает высоту и с него на своих маршевых двигателях стартует орбитальный корабль. Топливо для этих двигателей находится в навесном баке. Когда корабль выйдет на орбиту, бак сгорит в атмосфере, но цена этой, по сути, железной бочки невелика.
"Стоимость вывода 1килограмма полезного груза порядка 1100 долларов, против названных мною для Шаттла около 15000 и 5000-12000 для одноразовых ракет, то есть это радикальное средство снижения стоимости вывода, а значит, и возможности освоения ближнего космоса средство", – говорит Глеб Лозино-Лозинский, генеральный конструктор НПО "Молния" (архив, июль 1999г.).
На 90-летний юбилей Лозино-Лозинскому было присвоено генеральское звание. В январе 2001-го года главного конструктора отечественных многоразовых космических систем не стало. Осталась его "Спираль". Теперь она называется МАКС. А Глеба Евгеньевича ныне можно смело назвать – генералом "звездных войн".