Обращает на себя внимание тот факт, что теракты в метро (ФОТО) произошли после серии успешных спецопераций на Северном Кавказе. Боевики лишились нескольких своих главарей. Эту версию сейчас отрабатывает следствие. Что же касается хода расследования, то еще утром удалось установить, что в метро смертницы спускались не одни, а в сопровождении двух женщин.
Точно следователи могут сказать пока одно: это были террористки-смертницы. Они были обвешаны взрывчаткой, спрятанной под одеждой. И, возможно, сами себя взорвали. Но не исключено, что взрывные устройства привел в действие и кто-то со стороны – с помощью сотового телефона. И эта версия проверяется.
Очевидно еще, что оба теракта были тщательно спланированы. Произошли с разницей в 40 минут, на одной ветке метро и почти по одной схеме.
7:57 утра.Станция метро "Лубянка", самый час пик. Машинист юбилейного поезда "Красная стрела" подождал, пока выйдут и войдут пассажиры, закрыл двери и, судя по всему, успел тронуться. И вот в этот момент во втором вагоне прогремел взрыв. В тоннель поезд еще не заехал. Иначе от взрывной волны пострадало бы еще больше людей.
8:37 по Москве. Та же красная ветка метро. Станция "Парк культуры". Поезд прибывает на перрон. Открываются двери. И устройство срабатывает в третьем вагоне. Или рядом с ним. Здесь переход на Кольцевую линию, поэтому всегда многолюдно. Террористы, видимо, на это и рассчитывали. Чтобы было как можно больше жертв.
"Эти теракты направлены против ни в чем не повинных граждан нашей страны. Это чудовищная акция. Понятно, что цель этой акции – раскачать политическую ситуацию в нашей стране, подлить масла в огонь тех, кто сегодня пытается какими-то лозунгами, которые граничат с законом, запугать наших граждан. Сказать, что наша жизнь ухудшается. Ничего подобного. Нас не запугаешь этими терактами", – заявил председатель Высшего совета партии "Единая Россия" Борис Грызлов.
"Сегодня – просто вызов всему обществу. Хочу прямо заявить, что без самых жестких и энергичных мер по борьбе с террором невозможно решить ни одной проблемы. Должны быть наказаны те, кто финансировал, кто заказывал и программировал людей, которые идут и уничтожают себе подобных, не разбираясь", – сказал председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов.
Сообщники у исполнительниц терактов были. А точнее сообщницы. Минут за 20 до теракта на "Лубянке" видели трех женщин, одинаково одетых в куртки, платки и длинные юбки. Они прямо посреди метро молились, стоя на коленях. Оперативники изъяли все съемки с камер наблюдения и сейчас составляют фотороботы.
О самих же террористках известно следующее. Они, судя по всему, сели в поезд на конечной станции – "Юго-Западной". Выбор цели теракта не случаен. На станции "Лубянка", например, находится центральный офис ФСБ. А именно спецслужбы в последнее время провели сразу несколько операций на Северном Кавказе. И ликвидировали таких главарей боевиков, как Саид Бурятский, Анзор Астемиров и Абу Халед.
"Это месть – месть врагов России. В отношении мирных граждан. Погибли ни в чем не повинные люди. Нужно усиливать органы государственной безопасности, взять под тотальный контроль регионы, где готовят смертников", – подчеркнул руководитель ЛДПР Владимир Жириновский.
"Жестокое и бесчеловечное преступление – это желание отработать деньги и показать, что террористическое подполье живо. Пытаются запугать и дестабилизировать ситуацию в стране. Не удастся", – заявил Сергей Миронов, председатель партии "Справедливая Россия".
Первым, наверное, громким терактом в метро стал взрыв на станции "Пушкинская" в августе 2000 года. Бомба сработала в подземном переходе, среди стеклянных киосков. 7 человек погибли, 50 пострадали. Организаторов не нашли.
А в 2004 году уже террористы-смертники устроили сразу два взрыва. У входа на станцию "Рижская" погибли 11 человек, в том числе организатор атаки – уроженец Карачаево-Черкесии Николай Кипкеев.
Чуть раньше в тоннеле между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" взрыв унес жизни 40 человек. Тех, кто планировал эти убийства, нашли. Суд приговорил всех троих к пожизненному заключению.
Следствие по сегодняшним терактам только началось. Их уже объединили в одно общее дело. А в МВД и Госдуме сильно задумались над тем, как обеспечить безопасность людей в московском метрополитене. Металлических рамок ведь везде не поставишь. Но установить детекторы, определяющие взрывчатку, говорят эксперты, вполне реально. Ведь ежедневно под землю спускаются почти 7 миллионов человек.