Новый скандал вокруг усыновленных российских детей. 12-летнего мальчика, которого зовут Диего Соллогуб, усыновили в России, отвезли в Доминиканскую республику, затем приемные родители передали сына в другую семью, а сами уехали обратно в Россию, где были задержаны за торговлю наркотиками. В итоге новая семья решила отдать Диего в доминиканский детдом. Подробности "Вести ФМ" рассказал уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов.
"Вести ФМ": Павел, здравствуйте! Действительно, очень запутанная история. Хотелось бы прояснить, кто и как все-таки усыновил мальчика и как потом отслеживалась его судьба?
Астахов: Усыновили его наши граждане, это было почти два года назад. Дело в том, что с января 2009 года они были лишены родительских прав, то есть было отменено усыновление и мальчик уже с того момента получил статус ребенка, находящегося без попечения родителей. Он находится в приюте в Доминиканской республике и с ним постоянно на связи находится наш вице-консул в Венесуэле, поскольку там у нас нет просто генерального консульства. Это катастрофическая недоработка органов опеки Волгоградской области, то есть тех, кто отдавали ребенка на усыновление, затем просто уже не отслеживая его судьбу, не приняли всех необходимых мер для того, чтобы обеспечить сохранность статуса ребенка, обеспечить его права. На самом деле вот уже больше года он находится в приюте, его надо было давно уже оттуда забрать. А что нужно для этого? Доминиканские власти говорят – нет никаких проблем, мы не отрицаем, что это гражданин России, мы готовы его вернуть и передать, но предоставьте нам легализованный документ. То есть для этого нужно просто заключение органов опеки передать соответствующим образом через Минюст в Министерство иностранных дел и по консульским каналам представить в республику. Вот и все.
"Вести ФМ": Так почему этого не происходит?
Астахов: Потому что так работают органы опеки на местах. Доминиканская республика далеко, Волгоградская область – еще дальше.
"Вести ФМ": Что вы собираетесь предпринять?
Астахов: Я уже обратился и к органам опеки непосредственно через руководителя социального блока Волгоградской области, обратился и к прокуратуре, потому что она ничего не делала - это тоже странно. Прокуратура сегодня должна по закону следить за обеспечением и защитой прав несовершеннолетних. Они давно должны были уже поставить вопрос. Если вы не собираете документы для того, чтобы забрать нашего ребенка, значит, вы не справляетесь с возложенными на вас обязанностями.
"Вести ФМ": В случае с Доминиканской республикой, чтобы решать вот такие конфликты, у нас все есть необходимые документы?
Астахов: Нет, у нас тоже договора нет, но на самом деле, даже в отсутствие договора, это не значит, что существует абсолютный правовой вакуум. Есть правила консульского общения и консульский устав, который еще в СССР был принят и до сих пор действует. Говорит это о том, что консул может даже свою личную опеку установить над любым ребенком–гражданином РФ за рубежом. До этого сейчас не доходит, потому что это делается обычно в экстренных случаях, когда боевые действия начинаются, война, перевороты и так далее. Но тем не менее, наш вице-консул общается с ребенком, он его посещает регулярно и он сам недоумевает по поводу того, почему органы опеки до сих пор не подготовят документы. Вот здесь, кстати, проявляется системная ошибка, которая существует. Вот нет того органа, который может связать воедино действия прокуратуры, органов опеки, Минюста, Министерства иностранных дел, консула на месте. Я считаю, что как раз аппарат уполномоченного и уполномоченный может этим заниматься.
"Вести ФМ": И вы собираетесь такую работу провести?
Астахов: Совершенно верно, поэтому мы сейчас вмешались моментально в эту ситуацию. Я не знаю, успею или не успею, но своего советника готов выслать в Доминиканскую республику, когда все документы будут готовы, чтобы забрать ребенка. Нет никаких проблем с этим.
Комментарии Павла Астахова слушайте в аудиофайле.
Читайте также:
Приёмная мать Артёма Савельева коллекционировала ''экзотичных" детей