Линии московского метро совпадают с линией жизни. История с Андреем Светенко

В субботу московскому метрополитену исполняется 75 лет. В 1935 году в этот день было открыто движение по первой ветке - от Сокольников до Парка культуры. Обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко об историческом значении московского метро.

В субботу московскому метрополитену исполняется 75 лет. В 1935 году в этот день было открыто движение по первой ветке - от Сокольников до Парка культуры. Обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко об историческом значении московского метро.

Светенко: Во-первых, метро в России больше, чем метро. Согласитесь, это феномен культуры. Подземные дворцы с мозаикой, со скульптурными композициями. Иностранцев на экскурсии водят, чтобы убедились: наше метро аршином общим не измерить.

Совершенно бесполезная вещь сравнивать количество станций, протяженность линий и прочие технические детали московского метро с тем же лондонским или парижским. Позволю себе всего одно сравнение. Среднее расстояние между станциями метро в Москве - 1 700 метров, а в Париже - двести. Так это только о том говорит, что для французов метро - что твой трамвай, тем более что далеко не всегда под землей ходит.

А у нас метро больше, чем просто транспортное средство. Оно - достопримечательность эпохи. По линиям метро линию нашей жизни можно проследить. Первая ветка - красная - последняя улыбка конструктивизма. Вход-ракушка на станцию "Красные ворота" - это же в профиле вантус, жерло, которое засасывает людской поток.

А станции кольцевой линии! Парадно-помпезные, с барельефами, там все так возвышенно, пафосно, что появление поезда выглядит как-то неуместно.

Потом все станет попроще. Перестанут строить для входа в метро величественные павильоны, как для ВДНХ. Но даже этот очевидный эстетический разброд и шатания никого не удивляют. Целостная и неповторимая картина московского метро налицо. Потому что эклектика - это фирменный знак нашей столицы.

Могло ли оно быть другим? Нет, не могло. Первое предложение - проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной рощи появилось еще в 1875 году. Примечательно, что этот маршрут осуществляется. Лучше поздно, чем никогда.

Потом был проект 1902 года. Связать Замоскворечье с Тверской заставой. Связано - второй по счету очередью метро - в 1938-м.

В шестидесятые стало ясно, что метро начинает отставать. Город растет быстрее. Хотя были и обратные примеры. Станции метро "Юго-западная" и "Калужская" построили буквально в чистом поле. Никаких городских кварталов вокруг еще не было.

И все-таки единственный недостаток московского метро - это то, что его не хватает. Причем именно такого, классического. Никакие линии легкого или мини-метро не заменят нам привычных подземных залов и переходов между ними. В этом смысле приятно, что должна вступить в строй именно такая стилистически продуманная станция "Достоевская". Предрекаю ей стать культовой, с паломничеством - тех же иностранных туристов, потому что в каком еще транспорте можно так наглядно проникнуться атмосферой творчества Федора Михайловича.