Сегодня в аэропорт Домодедово прибыли члены экипажа танкера "Московский университет", он был захвачен в начале мая пиратами и освобожден российскими военными. В числе тех, кто вернулся сегодня, капитан корабля Юрий Тульчинский, ранее пресс-служба компании судовладельца "Новошип" сообщала, что для моряков "Московского университета" готова смена. И сейчас на прямой связи со студией радио "Вести ФМ" наш корреспондент Екатерина Казанцева, у нее узнаем все подробности.
"Вести ФМ": Катя, добрый день! Как себя чувствуют прибывшие моряки?
Казанцева: Со здоровьем все в порядке, настроение отличное, об этом они рассказали нам сами, мне удалось пообщаться с капитаном судна "Московский университет" Юрием Тульчинским и его старпомом Михаилом Мигуновым. Итак, они рассказали подробности той истории. Напомню, 5 мая танкер "Московский университет", который шел под Либерийским флагом с грузом из сырой нефти из Судана в Китай, был захвачен в Аравийском море возле Йеменского острова Сокотра. Экипаж судна состоял из 23 россиян, среди них были две женщины. Они обнаружили пиратов, как рассказал капитан корабля Юрий Тульчинский, узнали их по большому числу оружия - пулеметов и гранат - и по недобрым намерениям. Они действовали по инструкции, начали маневрировать, чтобы скрыться, однако им это не удалось, поэтому они, опять-таки действуя по инструкции, забаррикадировались в специальном месте, заперли все двери, подперли их изнутри специальным каким-то оборудованием. Вообще, как рассказал Юрий Тульчинский, у них есть большая инструкция, как действовать в таких моментах, но подробности он раскрывать не стал, сказал, что это информация секретная.
20 часов они просидели таким образом, спасаясь от пиратов. Захватчики пытались их поджигать, но они даже смогли потушить пожар, экипаж вел себя очень мужественно. Капитан корабля связывался и с судовладельцами, и с другими кораблями, которые были в зоне действия, но на помощь пришли только военные моряки из России – судно "Маршал Шапошников". Примерно в 1 час ночи 6 мая они подлетели к судну и сделали разведку с воздуха, предприняли первую попытку штурма пиратов, но те начали очень сильно отстреливаться, и примерно через несколько часов – в 5-6 часов - началась уже завершающая фаза освобождения "Московского университета" от пиратов. Их удалось обезвредить, один, напомню, погиб, и также Юрий Тульчинский прокомментировал информацию о том, что вот эти пираты, которые захватили судно, якобы не добрались до берега. Говорили, что их посадили в какое-то очень утлое суденышко, отобрали оружие и навигационное оборудование, дали им запас пресной воды, но власти Сомали говорили, что они не дошли до берега и, скорей всего, просто погибли в открытом море. Но, по словам Юрия Тульчинского, не настолько ненадежным было их судно, и они вполне могли добраться до берега.
Сейчас экипаж корабля отправляется на свою родину – в Новороссийск. В Москве они проездом. Сейчас у них по плану 4 месяца отдыха, затем они вновь вернуться в море и, как они сами признаются, после таких передряг уходить из профессии они не собираются, и покидать море тоже. И, как рассказал представитель судовладельца, вполне возможно, что моряков "Московского университета" премируют и, может быть, даже представят к каким-то наградам.
"Вести ФМ": Да, Катя, а вот вы сказали, что они поняли о том, что пираты нападают, по их недобрым намерениям. Они что, обстреливали корабль? Погоня была? Не уточнили моряки? Не рассказали?
Казанцева: Они, действительно, по-моему, начали стрелять по "Московскому университету", мы у капитана спрашивали, как они узнали этих пиратов, он сказал, что их узнали по оружию и недобрым намерениям. То есть это такая цитата. Что именно предпринимали пираты - ну, скорей всего, захват судна, пытались догнать…
"Вести ФМ": А вот насколько долго длилась операция по освобождению второй раз, решающий? Сколько это заняло времени, и вообще как поняли, что идет эта операция, моряки?
Казанцева: Во-первых, они держали связь с представителями "Маршала Шапошникова", во-вторых, они, видимо, услышали виражирующий над ними вертолет, услышали стрельбу, которая открылась наверху. Первая попытка штурма была в 1 час ночи, вторая – примерно в 5-6 утра, которая оказалась решающей, а всего они просидели в плену около 20 часов, почти сутки.