В Киргизии завершился референдум по проекту Конституции. В нем приняли участие свыше 60 процентов из 2,7 миллиона зарегистрированных избирателей. На территории республики был открыт 2281 избирательный участок. Чрезвычайное положение и комендантский час в Ошской и Джалал-Абадской областях, где проживает почти половина населения, были отменены всего за сутки до начала голосования. С учетом складывающейся в стране ситуации, для обеспечения безопасности референдума были задействованы значительные силы МВД и народных ополченцев. С подробностями – вернувшийся с места событий корреспондент "Вести ФМ" Николай Осипов.
Осипов: То, что все прошло спокойно, это в принципе, наверное, некое доказательство того, что новая власть может контролировать ситуацию. Конечно, когда мы там находились, главная мысль, которая меня волновала там, - это понять причину, почему вся эта каша заварилась. Каша кровавая, причем с азиатской жестокостью, которая ужасает нормального человека, потому что пока мы там находились, из реки выловили 7 тел с признаками джихада, то есть с отрезанными ушами и носами. То, что рассказывали местные, нормальный человек воспринять вообще не сможет. Естественно, хотелось понять, как вообще такое стало возможным.
Конечно, официальные власти говорят об экстремизме, они считают, что это политический заказ со стороны власти уходящей – Бакиева. Естественно, говорят о том, что есть национальный вопрос. Очень много говорят, что узбеки и киргизы между собой не очень ладят и что это был "замороженный" национальный конфликт. Причем, там не только на самом деле узбеки и киргизы живут, там были и русские еще. Я разговаривал с русской женщиной из Оша, которая говорила, что и она на себе ощущает неприязнь и агрессию, хотя она там родилась и выросла с советских времен. Говорят о том, что это был криминальный конфликт, потому что и Джалал-Абадская, и Ошская области очень удалены от Бишкека. В Бишкеке – там финансовый центр, бизнес-центр, там власть, там политика. А это – регионы. Я общался с одним местным жителем, он долго подбирал слово, описывая какого-то там влиятельного человека, но не мог вспомнить слово олигарх, он говорил – "бай", азиатский бай, который владеет каким-то наделом. Средняя зарплата у госслужащих. 2000 сомов – это примерно 1,5 тысячи рублей или порядка 10 килограммов говядины и 8 килограммов баранины. Это то, что человек зарабатывает в месяц.
Естественно, люди пытаются подработать не только на госслужбе. Например, я встретил возле одной из разрушенных гостиниц в Джалал-Абаде учителя физкультуры Мурата. Он там получал маленькую зарплату, работал в спортзале при этом центре отдыха, который сожгли. Причем, понятно, что владелец – узбек, то есть все-таки выжигали по национальному признаку. Узбеки выжигали киргизов, киргизы выжигали узбеков. Здание, конечно, ремонту не подлежит. Там же, кстати, в Джалал-Абаде, буквально в паре километров - дом Бакиева-старшего. Шикарный особняк, говорят, был - ни следа не осталось. И там очень сильны криминальные авторитеты опять же. Криминал там почему-то мне напомнил даже Россию начала 90-х.
Читайте также по теме: