Зураб Церетели готов клонировать памятник Петру I для всех городов, пожелавших приютить монумент, изгоняемый из столицы. Плодовитости художнику и раньше было не занимать, но теперь у него планов – просто громадьё. На ближайшей повестке – монумент Пастернаку в Москве (высота пока держится в тайне) и 400-метровая композиция "Европа" (это выше, чем Эйфелева башня!)
Внимание к президенту Российской академии художеств такое, что за стол с микрофонами Зураб Церетели еле смог пройти между журналистами. Первый вопрос – от программы "Вести": "Уважаемый Зураб Константинович! Как вы отнеситесь к идее – провести в Москве референдум, чтобы город все ваши произведения, в том числе и Манежную площадь, подарил вам обратно?"
"Я буду очень рад, – отвечает народный художник России Зураб Церетели. – Я все это создал, но это не моя собственность. Так что как хотите, это собственность Москвы. Я думаю, что очень многие дачи построили и могут мои скульптуры туда перенести".
Туда же, видимо, следует перенести с Поклонной горы и нарезанного как колбаса змея, и эпическую драму "Трагедия народов". Эта трагедия хоть и не дотягивает до циклопических размеров, свойственных автору, но сразу после торжественного открытия её пришлось убирать куда подальше, на задворки парка, а то все как-то уж очень пугались.
Почетный караул теперь ходит вдоль русских народных сказок. Одно из самых масштабных творений автора – до неузнаваемости изменившая Александровский сад, преображенная Манежная площадь. Балясины на ней, по слухам, отверг худсовет при попытке устроить всю эту Ялту на той же Поклонной.
"Всё, что делает Церетели, – это абсолютный кич, это тот самый кич, то есть омерзительное искусство кухни, – убежден член президиума экспертно-консультативного Общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. – Самое главное – это знаменитое квадробиде, когда в одном тазике с фонтанами четыре коня, извиняюсь. Такого в мире ещё не бывало, это такое ноу-хау".
Между тем, свои произведения плодовитый автор по городу начал расставлять еще в далеком 83-м году, когда фамилия Лужков мало кому что-то говорила. Но как раз с его приходом в московскую власть искусство было уже не остановить. Все площади, которые столичное правительство предоставляло скульптору для творчества все последние десятилетия, тут же оказывались под завязку заполненными произведениями искусства.
Одним из самых главных воплощений этого стиля, который уже прозвали лужковским, бесспорно, стал истукан, установленный напротив исчезнувшей за это время Остоженки.
"Когда этот памятник устанавливали, была мощная компания против установки, была специальная программа журнала "Столица" – "Вас тут не стояло", были общественные организации, проводился опрос, – рассказывает директор Центра современного искусства, искусствовед Марат Гельман. – 70% москвичей были активно против установки памятника такого размера в этом месте".
Скульптурная композиция "Европа" – очередной сюрприз скульптора, который он пока раздумывает, кому подарить. Рядом с 400-метровой аллегорией из исторических сюжетов Старого света и Поклонная гора, и Петр, да и волгоградская Родина-мать выглядят сущими игрушками, радуется автор.
"Это 400 метров – выше, чем Эйфелева башня, – подчеркивает Зураб Церетели. – Это я так задумал, так я фантазировал".
Если "Европа" пока все-таки не пристроена, то для Москвы у маэстро есть очередной подарок: к зиме на Волхонке установят уже готовое произведение – памятник Пастернаку.