В России на этой неделе началась перепись населения. Собирать сведения о жителях России будут до 25 октября. Переписчиков, которым предстоит навестить неблагополучные квартиры, будут сопровождать милиционеры. Если переписчик не застанет человека дома, он оставит в почтовом ящике записку с просьбой прийти на стационарный участок. Другие важные подробности этого всероссийского события Анатолий Кузичев обсудил с начальником Управления статистики населения и здравоохранения Росстата Ириной Збарской в студии "Вестей ФМ".
Кузичев: Я рад приветствовать в студии "Вестей-ФМ" Ирину Александровну Збраскую, начальника Управления статистики населения и здравоохранения Росстата. Ирина Александровна, здравствуйте.
Збарская: Добрый день.
Кузичев: На уходящей неделе началась перепись, перепись населения.
Збарская: Да.
Кузичев: Я же правильно понимаю, что перепись населения – это не просто такой, как бы сказать, формальный статистический акт: сколько было народу – столько, а теперь столько, ну и все. Это же еще колоссальная социологическая работа, пища для ума на ближайшие десятилетия, сопоставлений и пониманий, понимание процессов общества и всего прочего. На что мы замахнулись-то?
Збарская: Спасибо большое за такую вводную. Потому что обычно, когда у меня начинают спрашивать, обычно говорят: ой, у нас все есть, а зачем вообще нужна эта перепись? И я уже внутренне приготовилась рассказывать, для чего она нужна, а вы у меня просто выбили платформу из-под ног.
Кузичев: Ну, извините.
Збарская: Нет, ничего, пожалуйста, пожалуйста. Действительно это очень большая информационная база формируется по результатам опроса. Это колоссальная статистическая работа, связанная с массовым опросом населения. А такой опрос, естественно, подразумевает, что информация, которая получена будет, она многоаспектна. Потому что мы получаем информацию, характеризующую демографическую структуру населения. Ну, прежде всего численность. Первая задача переписи - это население посчитать. Значит, мы его считаем, получаем картину распределения населения по территории страны. Ну и вторая задача – это получение всего спектра демографических, социальных, экономических, этно-лингвистических характеристик населения, условий жизни населения. То есть по существу практически все стороны нашей жизни охватываются переписью населения.
Кузичев: Другое дело, что, я так понимаю, что инструментарий у вас небогатый, а именно он как бы только опросный. Условно говоря, если вы спросите Николая Второго, обратитесь к нему с просьбой написать в графе "чем занимаетесь", он напишет: "хозяин Земли Русской" (это факт, я просто поясняю слушателям).
Збарская: Ну, это да, это в его переписном листе абсолютно так и было написано.
Кузичев: Да, так и было написано. Никаких других вариантов, так сказать, повлиять на эту запись, что тогда, что сейчас, у нас же нету (вернее, у вас). Соответственно, инструмент очень простой: только вопрос, только опрос, только опросный лист. Так?
Збарская: Да. Вы знаете, мы проводим перепись традиционным методом, методом опроса населения, когда переписные листы заполняются переписчиками – теми людьми, которых мы набираем, которых мы обучаем. И еще одна, конечно, особенность переписи населения нашей, российской, что мы традиционно (и это было всегда) не требуем документов, подтверждающих правильность и достоверность ваших ответов. Мы все записываем, всю информацию записываем со слов респондентов: и уровень образования, и состояние в браке – все это записывается так, как вы нам говорите.
Кузичев: А это влияет на точность, как бы сказать, данных, которые вы получаете? Вернее, вы отдаете себе отчет, что наверняка есть некая погрешность, когда там будут говорить всякие глупости. Вот еще один факт из старых переписей, где спрашивается отчество жены, а мужики отвечают: буду я еще называть отчество! Баба. Так и запишем. Ну, я к тому, что какая погрешность?
Збарская: Ну, это да. Это все-таки не имело массового, не носило массового характера.
Кузичев: Нет, к счастью, не имела. И что, она в рамках статистической погрешности, или нет?
Збарская: Да. Вы знаете, она абсолютно укладывается в статистическую погрешность. Конечно, могу привести просто несколько примеров: по результатам переписи 2002 года у нас число женатых мужчин на 65 тысяч меньше замужних женщин. Ну, вот, пожалуйста, вот вам показатель отношения к институту семьи и брака со стороны мужчин и женщин. Разница – на 65 тысяч у нас женатых мужчин меньше, чем замужних женщин.
Кузичев: То есть многоженство, практическое многоженство, если верить вот этим цифрам.
Збарская: Вы знаете, поскольку мы собрали информацию, характеризующую не только юридическое брачное состояние, но и фактическое, то я бы объяснила еще не только этим фактом, а фактом некоторой разницы в отношении к браку как к некоему институту со стороны мужчин и женщин. Да, свойственно женщинам иногда занижать свой возраст, мужчинам – завышать (не улыбайтесь!), завышать уровень образования, чтобы показать большую свою значимость. Но все равно это все укладывается в рамки статистической погрешности. Это не только для нашей страны, эти нюансы знают статистики всего мира. Но в целом на картину распределения населения, в том числе по уровню образования, это не влияет.
Кузичев: Принципиально не влияет.
Збарская: Конечно.