В Следственном комитете рассматривают две основные версии покушения на Олега Кашина – профессиональная деятельность и его гражданская позиция, которую журналист отстаивал в своем блоге. Следователи допросили более 30 человек, в том числе коллег, друзей, знакомых Олега Кашина. Показания дал и главный редактор газеты "Коммерсантъ" Михаил Михайлин.
На третьи сутки расследования определены две приоритетные версии нападения на журналиста Олега Кашина. Бытовых мотивов преступления следователи, похоже, не выделяют. На журналиста напали из-за его профессиональной деятельности.
"Следствием отрабатываются различные версии совершенного преступления: в качестве приоритетных рассматриваются профессиональная деятельность журналиста и его личная гражданская позиция, которую Кашин выказывал в своем интернет-блоге", – сообщил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
Но что же такого мог написать Олег Кашин? Ведь он не занимался разоблачительными расследованиями. Его статьи, в основном, касались общественно-политических тем. Писал он и о молодежных движениях. В своем блоге он высказывался о политиках и политике, порой, в довольно язвительной манере. Но есть несколько публикаций, которые стоят особняком. Все они связаны с проблемой Химкинского леса. Например, именно Олег Кашин взял интервью у анонимного участника скандального нападения анархистов и активистов антифашистского движения на здание администрации Химок 28 июля 2010 года. Эта беседа у многих вызвала недовольство.
Темой молодежных радикальных группировок Кашин, как говорят коллеги, продолжал заниматься и в последнее время, так что, возможно, именно экстремисты совершили нападение. Не исключено, что заказали нападение некие люди или структуры, чьи коммерческие интересы связаны с Химкинским лесом. В этой связи многие вспомнили, что два года назад так же жестоко был избит защитник Химкинского леса, главред "Химкинской правды" Михаил Бекетов. Даже характер травм у Бекетова и Кашина схожий – переломы ног, переломы рук, тяжелые травмы головы и челюсти. Совпадение или нет? Не исключено, конечно, что так организатор и заказчик преступления намеревался запутать следствие.
Вопросов в деле пока еще гораздо больше, чем ответов. "Олег не говорил о том, что кто-то как-то ему угрожал, – отмечает главный редактор газеты "Коммерсантъ" Михаил Михайлин. – Конечно, если бы такие угрозы были, и он сказал бы об этом, были бы приняты меры безопасности".
Нападение на Олега Кашина зафиксировала камера наблюдения во дворе его дома. Эти съемки следователи изъяли, и они вроде бы приобщены к делу как следственные материалы. Но, как часто случается в последнее время, кадры уже утекли в прессу. Мы же сделали компьютерную реконструкцию нападения. Итак: журналист подходит к калитке (двор окружен забором), перед ним идет человек с букетом, а сзади Кашина идет еще один преступник, неожиданно тот, у кого букет, наносит Кашину удар в живот и бьет букетом по голове (в букете спрятан кусок арматуры), тот, что идет сзади, подбегает и тоже начинает зверски избивать журналиста. Когда Кашин падает, его бьют еще примерно две минуты, причем один, по всей видимости, держал, а второй наносил удары арматурой сначала по ногам, потом по голове, потом по рукам. То есть вообще удивительно, что после этого Олег Кашин еще попытался встать и даже звонил жене.
Нападение, очевидно, готовили тщательно, долго выбирали место, и неслучайно этим местом стал двор. Во-первых, это известный факт: столичные дворы не слишком хорошо освещены, значит, свидетели не запомнят лиц нападавших. Во-вторых, дом старый, малоквартирный, значит, и свидетелей будет немного. И, в-третьих, в другом месте, может быть, на улице, Олег Кашин смог бы убежать, а тут один нападающий – справа, другой – слева, впереди – забор и калитка с замком.
Били журналиста жестоко и профессионально. Отец Олега считает: это чудо, что сын остался жив. "Есть какая-то версия, что хотели напугать, проучить, но нет – судя по тому, как били, чем били и куда били, это было желание убить", – рассуждает Владимир Кашин.
Олег Кашин пока в состоянии искусственной комы. Состояние стабильно тяжелое. Прогнозы врачи не делают. "Состоялся консилиум с участием главных специалистов департамента здравоохранения и ведущих специалистов больницы, на котором была разработана тактика ведения пациента, обследования и лечения", – рассказал заместитель главного врача по медицинской части городской клинической больницы №36 Дмитрий Семенцов.
Между тем, следователи уже по некоторым данным смогли получить важную информацию. Во-первых, продавец в одном из цветочных ларьков неподалеку от дома журналиста, вспомнил, как двое молодых людей покупали у него букет незадолго до нападения. С места преступления изъяты некие вещественные доказательства, с которым проводится генетическая экспертиза. Правда, на видеосъемке не видно лиц нападавших. Но, возможно, подозрительных людей во дворе видели свидетели, и следователи очень рассчитывают на их показания.