На проект образовательного стандарта для старших классов общественность отреагировала необычайно резко. Учёные, педагоги, родители – множество самых разных людей увидели в этой бестолково написанной бумаге прямую угрозу. И все были совершенно правы.
Дружный отпор уже дал вполне конкретный результат. Министр образования Андрей Фурсенко собирался утвердить проект стандарта 15 февраля – и этого уже не случилось. Министр публично обещал и далее не торопиться утверждать стандарт, "пока в обществе не сложится консенсуса". Если предположить, что министр сдержит слово буквально, противники нынешнего проекта могут не волноваться: проект не будет утверждён никогда. Потому что покамест спорщики движутся не навстречу друг другу, а наоборот, да ещё по такому вопросу, по которому компромисс невозможен даже теоретически. Кабы спорили, допустим, о количестве предметов, подлежащих изучению в старших классов, был бы шанс так или иначе договориться. Авторы проекта говорят: девять-десять, противники проекта говорят: 14-15 – можно и сойтись, скажем, на тринадцати. Но сейчас-то спор идёт о другом!
Авторы проекта и открыто принявшее их сторону министерство образования говорят: да, проект был не идеален, но основные его недостатки уже исправлены в результате широкого обсуждения, а оставшиеся мелкие недочёты авторы дошлифуют в рабочем порядке. Противники проекта говорят: нет; недопустимо низкое качество представленной на обсуждение работы исключает возможность вновь доверить её тем же разработчикам. Нужно объявлять новый конкурс на разработку стандарта – и пусть новые люди делают всё принципиально иначе.
Важно понимать: как бы ни был важен обсуждаемый стандарт (а он чрезвычайно важен: по мнению многих серьёзных экспертов, принятие этого стандарта резко ускорит деградацию отечественного образования); так вот, как бы ни был он важен, но спор о том, как с ним теперь поступить, ещё важнее. Потому что чрезвычайно низкое качество бумаги стало прямым следствием способа её изготовления. Министерство образования само заказывает разработку стандартов (точнее говоря, само для своих приближённых устраивает тендер), само принимает работу, само её обсуждает, само корректирует – и само же всем нам на радость утверждает!
Василий Тёркин "на том свете" комментировал такие фокусы мрачной шуткой: "Это вроде как машина скорой помощи идёт: сама режет, сама давит, сама помощь подаёт". Такое устройство жизни всегда и везде чревато провалами, но здесь оно просто неприемлемо: келейно испекаемая бумага, отражающая в первую очередь настроения и интересы узкого околоминистерского сообщества, не годится для решения вопросов, прямо касающихся всей нации. Поднявшееся вокруг стандарта общественное негодование должно переменить само устройство работ по реформированию образования. Келейность министерства образования должна быть взломана. Дело не только в том, что новый проект стандарта должны делать другие люди (хотя, конечно, и это необходимо). Дело в том, что принятие решений должно быть вытащено из кулуаров министерства – и на более высокий уровень, и на всеобщее обозрение. Например, очень уместно было бы создать комиссию при президенте страны, которая гласно занималась бы этой задачей.
А пока Минобразования вовсе не намерено сдаваться. Андрей Фурсенко говорит: "Мы выбираем несколько десятков, может быть, сотен школ, готовых попробовать поработать по новым стандартам. И только после того, как мы увидим, что процесс идет более-менее нормально, будут внесены коррективы (они обычно появляются в ходе практического применения), и мы начнем осторожное, поэтапное введение стандарта".
Понимаете? Минобразования снова само поставит "эксперимент", ход и результаты которого будет оценивать тоже само. Заметьте себе: до сих пор ни разу министерство не "раскололось": не опубликовало списка школ, где ведёт свои эксперименты. Чтобы никто внеположный министерству не взялся бы подводить какие-нибудь свои, не министерские итоги. И потом нам скажут, что дискутировать поздно, потому что в тысячах школ всё уже идёт по новому стандарту, а мелкие ошибки, выявленные в нём практикой, успешно исправлены.
Мне кажется, допускать такое завершение громкой дискуссии никак нельзя.
Повторим: нынешний стандарт остановить необходимо, но не достаточно. Нужно ещё добиться, чтобы следующий вариант стандарта, а равно и любые другие решения по реформе образования принимались на совершенно ином уровне открытости. Чтобы сначала широко обсуждалась концепция предполагаемой новации, а уж только потом её подробности; чтобы чиновники от образования понимали, что реформа идёт не ради них.
Конечно, всё это относится к категории "легко сказать", но и сделать это нужно.