В США сегодня завершается трехдневный интеллектуальный турнир, организованный компанией IBM. Суперкомпьютер по прозвищу Watson соревнуется с двумя лучшими участниками популярной американской телевикторины. На кону – миллион долларов, и пока что у робота небольшое преимущество.
В 1997 году его компьютерный предок из семейства IBM обыграл в шахматы самого Каспарова. За десятилетие возможности ЭВМ выросли в разы. Watson кажется совершенством. На чтение заложенной в суперкомпьютере информации человеку понадобилось бы 250 тысяч лет.
Помимо богатой эрудиции Watson владеет сложными алгоритмами и работает со скоростью 80 триллионов операций в секунду. Как показала викторина, лишь одна задача ему пока не под силу – понять написанный человеком вопрос компьютеру удается с переменным успехом. В то время, как другие игроки получают задание в устной форме, Watson приходят текстовые сообщения. Пишутся тексты не программистами, поэтому структура предложений иногда ставит компьютер в тупик. Например, когда вопрос начинается со слова "это" и задается в повествовательной форме.
"Понимать человеческий язык, все его нюансы, природу и скрытый смысл – это очень, очень сложная задача", – говорит Дэвид Ферруччи, разработчик проекта.
Первый день состязания окончился ничьей, а вот накануне Watson вырвался вперед, так что победитель определится в финальном туре. На кону – миллион долларов. В случае победы компьютера компания IBM обещает передать выигрыш благотворительному фонду. Но миссия Watson – вовсе не подчинить разум человека, а помочь ему. В этом уверен Стивен Бейкер, журналист, годами наблюдавший за созданием гениальной машины.
"Все мы буквально купаемся в океане информации – слов, изображений – и в этом океане есть ответы на многие вопросы. Такой мощный компьютер как Watson сможет работать в фармацевтических лабораториях, средствах массовой информации, юридических фирмах, больницах и искать в этом потоке ответы, которые человек просто не успевает увидеть", – объясняет Стивен Бейкер, обозреватель, автор книги о суперкомпьютере.
Но это не значит, что компьютер превзойдет человека. ЭВМ неспособна, например, понять шутку, оценить музыку или живопись. Так что, несмотря на все усилия компьютерных гениев, научить машину чувствовать вряд ли удастся.