Авиасообщение в Москве полностью будет восстановлено через 2-3 дня. Задержки с вылетами происходят практически повсеместно. В Домодедове это было вызвано перебоями с энергоснабжением, а в Шереметьеве проблемы возникли у "Аэрофлота" из-за дефицита реагента, которым обрабатывают самолеты. Во вторник там рассчитывают отправить рейсы, которые должны были вылететь еще в воскресенье. Подробности – у коррепондента "Вести ФМ" Николая Осипова.
В Шереметьеве пассажиры ищут представителя авиакомпании. Эти люди сидят в аэропорту не первые сутки. Никакой информации, полный вакуум. В отличие от Домодедова в этом аэропорту проблем с энергоснабжением не возникало, но задержки колоссальны. Утром во вторник представитель "Аэрофлота" Ирина Данненберг сообщила, что к отправке готовят воскресные рейсы, но те, у кого билеты на сегодня будут ждать:
"Все пассажиры, не улетевшие 26-27 декабря и прошедшие регистрацию, сегодня будут отправлены в пункты назначения. Рейсы, запланированные на сегодня, 28 декабря с 0:00 часов и до10:00 утра – это 32 рейса, все отменяются".
В утреннем эфире "Вестей ФМ" наш коллега Владимир Соловьев провел обстоятельный опрос представителей авиакомпаний и аэропортов, чтобы выяснить, что случилось. Если с Домодедовым причина понятна: там не было электроэнергии, то откуда тогда толпы протестующих пассажиров в Шереметьеве, где, казалось бы, свет не выключался. Пояснение дал гендиректор Шереметьева Михаил Василенко:
"У Шереметьева не было перебоев с энергопитанием, но гендиректор "Аэрофлота" уже говорил, что операторскую деятельность по обслуживанию судов для себя и своих партнеров делает "Аэрофлот". У "Аэрофлота" не оказалось достаточного количества жидкости для обработки самолетов".
То есть компания просто не справилась с обслуживанием лайнеров, отсюда и колоссальные задержки. Спустя несколько минут представитель "Аэрофлота" Ирина Данненберг дает пояснения от лица компании:
"Мы все свидетели ледяного дождя, и каждый видел свою машину. Самолеты стояли такие же покрытые ледяной коркой. На обработку таких самолетов требовалось в 3 раза больше жидкости и в 5 раз больше времени. В результате возникли очереди и нехватка этой жидкости, которую подвозили просто с колес".
"Аэрофлот", действительно, попал в весьма неприятную ситуацию. Аналогичные задержки произошли не только в Москве, но и в Берлине, где пассажиры также попали в список ожидания. Впрочем, в непогоду опоздания не редкость. Людей, которые находились в аэропорту, возмущала не столько потеря времени, сколько равнодушие к их ситуации.
Все, что они могли – это гневно смотреть на сотрудников милиции. Раздача питьевой воды и талонов на питание происходила хаотично, вместо положенных номеров в гостиницах люди получали в лучшем случае кресло в зале ожидания. Многие просто боялись покидать аэропорт: вдруг найдется свободный самолет. И все из-за полной неразберихи с информацией о вылетах.
Гендиректор Шереметьева Михаил Василенко уверяет, что сотрудники аэропорта по мере возможности пытались успокоить людей, но обслуживание клиентов – это обязанность авиакомпаний:
"На самом деле, работники аэропортов выходили, не было работников авиакомпаний. И, самое главное, не было централизованной информации, которая связана с тем, что происходит с рейсами".
Сейчас в аэропортах и авиакомпаниях уверяют, что самое страшное уже позади. Движение началось, паралич отступил и ситуация нормализуется. Однако это не слишком успокаивает тех, кто так и не попал на рейс. Домодедово так и не оправилось от энергетической блокады. Наконец заработала громкая связь, в ночь на вторник многим удалось найти свой багаж, который люди сдавали еще в воскресенье. Но задержек по-прежнему много, хотя могло быть и хуже. Исполнительный директор аэропорта Денис Нуждин рассказывает, что если бы после отключения питания не задействовали дополнительные источники питания, терминалы вообще пришлось бы закрывать. Штатного резерва хватило бы только на облуживание воздушного движения:
"Даже не хотелось бы думать об этом. Пришлось бы аэродром закрыть. Остальные аэропорты также были закрыты, самолетам просто некуда было бы садиться. Самолеты уходили бы на другие аэродромы: Нижний Новгород и Казань, которые не приспособлены принять такое количество рейсов, которое обслуживает московская зона".
Многие пассажиры оказались буквально на грани истерики, и сколько продлится этот авиационный кошмар предугадать трудно. Расписание по-прежнему ничего не значит. На информационных табло длинный перечень отложенных рейсов. Сейчас вывозят тех, кто провел в ожидании сутки и двое. А те, кто покупал билеты на вторник и среду будут ждать. И хотя в Росавиации считают, что на восстановление движения потребуется еще 2-3 дня, неизвестно, удастся ли им улететь в этом году.