Педагогическая и родительская общественность чрезвычайно разволновалась по поводу проекта ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) для старшей школы. Того самого стандарта, по которому физкультура и ОБЖ будут обязательны, а русский и математика – нет.
Важно, что общественность не просто разволновалась, но даже начала что-то делать: писать открытые письма высокому начальству, собирать под ними тысячи подписей – в общем, разволновалась всерьёз. И вот на прошлой неделе на сторону общественности встал премьер-министр Владимир Путин. На заседании президиума правительства, перед телекамерами, Путин сделал отчасти шутливый по форме, но весьма серьёзный по сути выговор министру образования. Взволновавший публику стандарт он назвал "эксцессом исполнителя", прямо поручил провести широкое обсуждение этого стандарта и экспериментальную его апробацию.
Публика приободрилась и, кажется, сочла свою роль отыгранной: начальство услышало, откликнулось – беду мы отвели. На мой взгляд, поторопилась публика сушить вёсла. Не отвели мы беду. Мы её, кажется, даже не отсрочили. Министр образования Фурсенко сразу же, под теми же телекамерами успел сказать: мол, конечно же, эксперимент будет – он нами и запланирован. Чего он не сказал, но мы должны понять, – что итоги эксперимента подводить будет само министерство. Как сочтёт нужным, так и подведёт!
Остаётся надеяться на широкое обсуждение. Оно, спору нет, идёт. Руководитель коллектива разработчиков, гендиректор издательства "Просвещение" Кондаков стал уже настоящей медиа-звездой. Что ни день, он появляется на очередном сайте или телеканале, в очередной газете и радиопередаче – и неутомимо сражается с оппонентами. Боевая его тактика уже вполне прояснилась: он не обороняется – он атакует.
Суть атаки проста. Мы, собрав лучшие научные и педагогические силы, выкатили проект гениальный, но – как раз в силу его глубины и гениальности – недостаточно внятно написанный. Вы, нападающие на проект, просто не сумели его правильно прочесть. Кое-где мы, поблагодарив вас за критику, перепишем отдельные фразы – и все ваши недоумения растают, яко дым. Никаких принципиальных позиций Кондаков не сдаёт – и не сдаст. Он – под видом редакторской правки – приводит некоторые наиболее одиозные подробности. В тексте стандарта не было сказано, что за счёт "курсов по выбору" можно взять ещё одну дисциплину из любой предметной группы? Спасибо, мы впишем. В тексте стандарта запятые стояли так, что невозможно было понять, отдельная дисциплина геометрия или она пристёгнута к алгебре? Спасибо, мы поправим. Русский язык не может быть факультативен ни по здравому смыслу, ни по закону? Так мы именно это и имели в виду, только неясно выразились. В целом же всё хорошо!
Главный аргумент авторов: вы что, считаете, что в школе всё хорошо? Нет, говорим, нехорошо. Значит, говорят, надо менять? Надо, говорим. Вот, говорят, и будем менять именно так – или кладите на стол альтернативные предложения.
Альтернативные предложения, разумеется, нужны; но то, что сейчас их нет (потому что министерство образования никому альтернатив не заказывало!), не означает, что надо спешно принимать эту бумагу. Мнения могут быть разными, но, по мне, лучше уж оставить всё как есть, чем затевать эту катастрофически непродуманную революцию. В ссылки на то, что невнятно изложены отличные идеи, позвольте не поверить. Сами авторы стандарта в числе компетенций, которых будут требовать с выпускника их школы, называют "владение речевой культурой, … коммуникативными умениями" в разных – в том числе "официально-деловой" – сферах общения. Дети, значит, обязаны владеть, а цвет науки и педагогики не владеет? Пустое. Внятность изложения вполне под стать внятности мышления и глубине продуманности затеянного катаклизма - Великого перелома старшей школы.
В сущности, единственное, что в этом стандарте сказано внятно – это что планка сдвигается резко вниз; что школьникам будет позволено знать гораздо меньше, чем это предполагается сейчас. Шокирующий акцент на физкультуре и ОБЖ в ущерб традиционно ведущим дисциплинам (если бы хоть один из авторов текста действительно обладал "коммуникативными умениями", он бы, не меняя содержания, легко переписал текст так, чтобы этот акцент не бросался в глаза) – так вот, акцент на физкультуре в ущерб литературе и физике окончательно придаёт обсуждаемому стандарту нескрываемый аромат колониальной школы.
Так что общественности рано расслабляться. Учителя, преподаватели вузов, родители - все, кому понятна огромная важность вопроса, все должны прочесть этот стандарт (Кондаков обещает через несколько дней предъявить скорректированный текст, а пока читайте исходный); прочесть – и высказать своё мнение. Оно должно быть – и, думаю, будет услышано.