Европейские страны ищут выход из создавшегося тупика – воздушная операция в Ливии продолжается, но не приносит результатов. Вернее, они есть, только совсем не те, что ожидали союзники по коалиции. Война заставляет людей покидать свои дома и отправляться в поисках счастья в Европу. Большинство из них приезжают в Италию – это беженцы из Туниса, Ливии, других неспокойных стран арабского Востока. Проблема нелегальных мигрантов постепенно становится для стран Евросоюза главной в решении ливийского вопроса. И они ищут свои подходы, кто-то отправляет в Африку военных советников, а другие все громче говорят о военной операции.
На улицах Бенгази в ближайшее время можно будет увидеть британские мундиры – в Лондоне решили преподать повстанцам науку побеждать. Английские офицеры станут военными советниками, они будут обучать местных командиров основам разведки и логистики. Как считает министр иностранных дел Соединенного Королевства Уильям Хейг, этого не запрещает резолюция Совета безопасности ООН.
"Речь идет примерно о дюжине британских офицеров, они пополнят состав дипломатической миссии, которая уже находится в Бенгази и обеспечивает контакты с национальным переходным советом, представляющим ливийскую оппозицию. Их целью является сохранение жизни граждан, а это как раз и есть главная задача, поставленная резолюциями ООН", – рассказал министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг.
А во Франции все чаще говорят о необходимости наземной операции, причем Париж, видимо, не намерен тратить время на получение нового мандата ООН, как считает председатель комитета по внешним связям французского парламента Аксель Понятовски, вполне можно провести операцию силами спецназа. Ведь в этом случае территорию Ливии оккупировать не будут, а значит действия не выйдут за рамки последних решений Совбеза.
Позиция России в ливийском вопросе неизменна – Каддафи не имел и не имеет права применять военную силу против гражданского населения. Но Совет безопасности не ставил целью свержение его режима. И поэтому использование резолюции для смены власти является нарушением мандата ООН.
"Беда в том, что видя такую позицию в некоторых странах Запада, оппозиционные силы в Ливии категорически отказываются садиться за стол переговоров, хотя необходимым шагом сейчас является немедленное прекращение огня", – заявил глава МИД России Сергей Лавров.
В своих попытках найти слабые места в резолюции ООН, страны НАТО проявляют какую-то нервозность. А на это есть причины. Альянс откровенно забуксовал. Но все бы ничего, если бы только последствия войны не добрались до европейских городов. А они уже там – это тысячи беженцев. Из-за них вспыхивают конфликт, например, недавний дипломатический скандал между Римом и Парижем. Французы не пустили к себе в страну поезд из Италии, в нем навстречу европейской мечте ехали африканские переселенцы.
Мэр города Ветимилья (Италия) Гаэтано Скуллино говорит: "Из-за боевых действий 520 тысяч ливийцев сейчас скопились на границе с Тунисом. И еще 720 тысяч находятся у египетских рубежей. Как вы думаете, может одна европейская страна решить проблему такого масштаба? Я думаю, что с такими вещами надо справляться всем вместе, и для начала собраться и обсудить, что следует делать".
Естественно, не все страны ЕС горят желанием решать проблему беженцев. И сочувственно выслушивая призывы Италии к солидарности, государства Евросоюза не спешат на помощь.
"По поводу тунисских беженцев между Италией и Францией разыгрывается комедия. Всякий раз, когда в ЕС начинается кризис из-за беженцев, все перекладывают ответственность за его разрешение друг на друга", – считает Пьер Анри, директор группы за права беженцев France Terre d'Asile.
Италию вполне можно понять, так же как и другие страны ЕС, которым не понравились односторонние действия Рима, когда там решили раздать всем беженцам вид на жительство, и пусть едут куда хотят. На 26 апреля намечена франко-итальянская встреча в верхах, там и будут решать, появятся ли новые границы в единой Европе.