Несмотря на наплыв беженцев из Туниса, Франция не намерена приостанавливать участие в Шенгенском соглашении. При этом власти страны хотят пересмотреть меры безопасности таким образом, чтобы в некоторых случаях можно было бы ввести режим усиленного контроля на границах. Россия давно стремится к открытым границам с Европой. Какие могут быть последствия открытых границ для нас? Это и многое другое Анатолий Кузичев и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вестей ФМ" в программе "Утро".
Кузичев: С нами на связи эксперт Александр Сергеевич Ципко, доктор философский наук, политолог. Александр Сергеевич, доброе утро.
Ципко: Доброе утро.
Кузичев: Мы тут сидим и опасаемся: Франция, например, изучает возможность восстановления пограничного контроля в случае наплыва мигрантов, а мы-то все мечтаем об отмене виз, мы готовы открыться Шенгену во всех смыслах. А тут, бабах – и хлынут эти люди не в Италию, а к нам.
Ципко: Да, в истории все происходит неожиданно. И напоминает нам о пределах. Вы не забывайте, кто придумал идею объединенной Европы.
Кузичев: Кто?
Ципко: Это идея Ленина. Соединенные Штаты Европы. Эта идея начала века европейских социал-демократов, марксистов. И мы просто не помним об истории. Но есть объективные пределы, любые левые идеи - уход от национального суверенитета, от национального государства… Помните, я говорил о единой семье народов? Есть объективные тенденции в глобальном мире к объединению и так далее. Но это же элементарная вещь, что эта тенденция вызывает обратные реакции - страх потерять суверенитет, страх потерять национальную идентификацию. Не хочу говорить о неприятных вещах. Все забыли, откуда появился сначала итальянский фашизм, а потом германский фашизм и откуда Гитлер появился. Это реакция на победу Великой Октябрьской социалистической революции с интернационализмом и так далее. Надо правду знать. Это болезненная, вредная реакция, но эта реакция на интернационалистские идеи. Я не хочу говорить, что распадется Евросоюз или что откажутся от Шенгена. В ближайшее, наверное, время нет, но это идея ограниченного времени. И для меня более интересный и более суровый вообще приговор этой идеи тотальной интеграции европейских народов – это победа финских националистов на парламентских выборах.
Кузичев: Да. Победа финских националистов, успехи там спорадические, но, тем не менее, они происходят и, возможно, приведут к какой-то системной победе в европейских странах, я имею в виду, Европу, Францию в том числе.
Ципко: Да, в Голландии. А в Австрии? У нас до сих пор коммунистическое сознание, мы мыслим общими понятиями, как вся левая европейская интеллигенция. Я был однажды приглашен на заседание ОБСЕ, это было где-то лет пять назад, я помню, в Страсбурге, как аналитики объединенной Европы мне все напоминали большевистских комиссаров, говорили, что погибает национальная Европа и так далее. Но есть объективные пределы всем этим объединительным интеграционным идеям. Предел объективен – национальные чувства и суверенное государство. Пока это выгодно суверенным государствам, они, естественно, будут.
Кузичев: Вы говорите - "пока выгодно". Предполагаемый, возможный и в худшем варианте катастрофический наплыв беженцев из Африки может стать катализатором процессов распада единой Европы?
Ципко: Естественно, может стать. Потому что Италия – жертва, и Берлускони мечется. Он сначала поддерживал Каддафи, теперь он начал поддерживать лидера повстанцев. А Франция, честно говоря, ведет себя не очень прилично. Если бы не позиция Франции, неприятие Каддафи и если бы не эти авиаудары французских ВВС и так далее, то, может быть, все давно бы и кончилось мирно, нашли бы диалог.
Полностью эфир программы "Утро" слушайте в аудиофайлах
Эфир за 25 апреля:
Первый час: Водители "перестрахуются" от мошенничества. "Утро с Анатолием Кузичевым"
Второй час: При остановке АЭС Россия нажмет на газ. "Утро с Анатолием Кузичевым"
Третий час: Открытие границ грозит России "синдромом Лампедузы". "Утро с Анатолием Кузичевым"