Причиной катастрофы Ан-148 считают поломку скоростемера

Основная версия катастрофы Ан-148, выполнявшего испытательный полет и предназначавшегося для продажи в Мьянму, – поломка скоростемера. Двигатели воздушного судна не выдержали нагрузки, и оно начало разваливаться в воздухе. Но есть и другие версии.

Основная версия катастрофы Ан-148, выполнявшего испытательный полет и предназначавшегося для продажи в Мьянму, – поломка скоростемера. Двигатели воздушного судна не выдержали нагрузки, и оно начало разваливаться в воздухе. Но есть и другие версии. Их изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Гололобов: Экстренное снижение – этот пункт программы испытательных полетов отрабатывается всегда. Последний полет Ан-148 не исключение. Как рассказал источник на воронежском авиазаводе, перед экипажем была поставлена задача – экстренно снизиться с девяти до пяти тысяч метров. Этот режим используется, когда в самолете разгерметизация и его пассажирам грозит смерть от удушья. И тут, на беду, во время экстренного снижения вышел из строя указатель скорости, то есть он стал показывать сильно заниженные ее значения. Не подозревавший об этом пилот стал скорость увеличивать, что привело к критической нагрузке на системы самолета и, в первую очередь, на его двигатели. Они загорелись. Самолет буквально стал разваливаться в воздухе. Такой сценарий косвенно подтверждают свидетели на земле, которые видели падающий на землю уже пылающий борт. Кроме того, в пользу этой версии говорит площадь разброса фрагментов корпуса, которые находили за километры друг от друга. Но с другой стороны, в этой версии не все ясно, говорит заслуженный летчик-испытатель Рубен Есаян.

Есаян: На этом самолете датчик скоростей по правому борту, его данные идут правому летчику, и датчик по левому борту идет левому летчику. Все вместе они выйти из строя не могли.

Гололобов: Более того, опытному летчику, а именно таким был командир экипажа Ан-148, в принципе, показания скоростемера не очень то и нужны. Скорость он может определить и по другим приборам, да и просто по поведению самолета, отмечает заслуженный летчик испытатель, герой России Магомед Толбоев.

Толбоев: У самолета есть дополнительные приборы. Это указатель перегрузки, указатель углов атаки. Опытный летчик-испытатель по углам атаки может выполнить все режимы полета. Мы знаем каждый режим атаки, какая это скорость. Если это были линейные летчики, которые не обучены использовать показатели углов атаки, то да. Но здесь речь идет о профессиональном летчике-испытателе.

Гололобов: Есть еще версия, также связанная с экстренным снижением. По неким данным, выводить самолет в горизонтальный полет после этого самого снижения должен был летчик-стажер из Мьянмы. Он якобы это сделал не вовремя, возможно, поверив тому самому сломанному скоростемеру. Закрылки, инверторы и прочие элементы механизации лайнера закрылись не в тот момент, когда надо, и самолет в какую-то секунду получил перегруз и разрушился. Но и эту версию Магомед Толбоев считает неуместной.

Толбоев: У самолета есть заложенное ограничение предельной скорости – полторы единицы. То есть если в самолет заложено 600 км/ч по напору воздуха, то он может развить 850, и ничего с ним не будет. А вывод из снижения вообще ничего не представляет. Летчики его выводят плавно по перегрузке, и ничего тут такого нет. В любом случае на борту находился опытнейший летчик-инструктор этого самолета, который ведет самолет по испытательной линии. Так что эта версия неуместная.

Гололобов: И, наконец, традиционная версия, возникающая всякий раз после падения самолетов – некачественное топливо. Но в случае падения Ан-148 она вряд ли имела место, утверждает Рубен Есаян.

Есаян: Некачественное топливо могло повлиять только на взлете, а не к концу программы практически.

Гололобов: Какая версия катастрофы окажется окончательной или появится какая то новая, станет известно только после расшифровки данных всех бортовых самописцев и проведения необходимых экспертиз.