Во многих российских вузах прием документов на поступление уже закончился. Эксперты отмечают, что абитуриентов в этом году меньше – это связано с демографической обстановкой. И, тем не менее, успешно сдать ЕГЭ – еще не значит поступить в престижный вуз, да еще и на бюджетное отделение.
Сдача ЕГЭ в этом году была окружена рядом скандальных историй и нарушений. И это на фоне тенденции, которая прослеживается в последние годы и заключается в том, что школьники, участвовавшие и побеждавшие в олимпиадах, имеют больше шансов на поступление. В преподавательском и научном сообществе не отрицают этого и признаются: вузам нужны не просто умные студенты, но и заинтересованные в учебе и в предмете.
"Нет ничего хуже для преподавателей, чем плохие, слабые, немотивированные студенты. Они мучаются сами пять лет, мучают преподавателей. И самое главное, что это все – дурная трата бюджетных денег и их собственных сил", – сказал в интервью Вестям.Ru старший преподаватель филологического факультета МГУ имени Ломоносова Дмитрий Иванов. И здесь, по его словам, преподаватели сходятся во мнении: лучше набирать олимпиадников.
Разница между количеством абитуриентов и бюджетных мест в институтах и университетах была большой всегда, продолжает он. В МГУ такая ситуация наблюдается, по крайней мере, последние 30 лет, и это не связано с недавними реформами в сфере образования.
"Университет вынужден защищаться от наплыва некачественных абитуриентов. Олимпиада – один из способов сделать это, и ничего несправедливого тут нет", – считает Дмитрий Иванов. Он рассказал, что большая часть студентов филфака сейчас – это те, кто в прошлом отличился на олимпиадах. В последнее время появились дополнительные платные отделения. Они небольшие по размеру, группы там состоят из 10 человек максимум. "Они отличаются по качеству студентов от тех, кто учится на бесплатных отделениях. Эти студенты мало знают, еще меньше хотят знать", – констатировал Иванов.
Когда единый госэкзамен только вводился, упор делали на то, что он даст возможность лучшим школьникам, вне зависимости от благосостояния и места проживания, поступить в самые престижные вузы страны. Выходит, что теперь таким инструментом стал не ЕГЭ, а олимпиадное движение. "Наши преподаватели выезжают в регионы, участвуют в олимпиадах, следят за наиболее выдающимися школьниками. Те, кто действительно силен, хочет учиться и готов проявлять старание, вполне могут встраиваться в олимпиадное движение, и, в конечном счете, оказаться в том же самом МГУ", – отмечает Дмтрий Иванов.
ЕГЭ, по его словам, принимают по всей стране по одним и тем же меркам. И, тем не менее, несмотря на то, что тесты одинаковые, проверить все эти тысячи работ на одном уровне невозможно, считает преподаватель. "Олимпиады – гораздо более точный способ проверки. Дети, которые проходят через олимпиады, все-таки оцениваются одним кругом преподавателей по одним и тем же стандартам. И там действительно выбирают лучших", – подчеркнул он.
С Дмитрием Ивановым соглашается и ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Мария Добровольская. "Я тоже преподаю, и в последние годы студенты стали менее заинтересованы в специальности. Они могут хуже или лучше учиться, но у них нет этого интереса, ориентированного именно на специальность", – отметила она.
Такая незаинтересованность студентов, по мнению Добровольской, связана с ЕГЭ, который дает возможность подавать документы в несколько разных вузов одновременно с расчетом, что куда-нибудь да примут. "Здесь очень большой комплекс проблем. Думаю, здесь виноваты изменения последних лет в образовании вообще. Образование становится более формальным. Есть хорошие школы и учителя, но общая тенденция такова, что обучение становится менее интересным", – считает Мария Добровольская.
По ее мнению, по студентам и абитуриентам видно – их научили давать правильные ответы на вопросы, но на умение развивать тему и на креативное мышление ЕГЭ влияет негативно.
Как отмечают специалисты, в этом году конкурсы в ведущие вузы страны не так высоки. Это связано, в первую очередь, с демографической обстановкой – нынешние абитуриенты родились в девяностые годы, когда отмечалась так называемая "демографическая дыра". И все же, цифры не обнадеживают: на одно бюджетное место в РГГУ (факультет международных отношений) претендуют 84 человека, в РУДН – 79 человек, в МГИМО – 78. По данным Минобрнауки РФ, бесплатно получать профессиональное образование в российские вузы в этом году отправятся 438 из тысячи выпусков школ.