Тема:

Шаттл. Последняя миссия 12 лет назад

"Атлантис" поставил точку в истории "Спейс шаттл"

Во Флориде на мысе Канаверал успешно приземлился штаттл "Атлантис". Это был последний полет челноков. "Атлантис" доставил на станцию почти 5 тонн груза и забрал мусор и неисправное оборудование. Теперь доставлять космонавтов на орбиту будут исключительно российские "Союзы".

Во Флориде на мысе Канаверал успешно приземлился штаттл "Атлантис". Это был последний полет челноков. "Атлантис" доставил на станцию почти 5 тонн груза и забрал мусор и неисправное оборудование. Теперь доставлять космонавтов на орбиту будут исключительно российские "Союзы".

Эпоха "Спейс шаттл" завершается в темноте – командир шаттла "Атланстис" Брюс Фергюссон опускает тяжелую машину на взлетно-посадочную полосу Космического центра имени Кеннеди, завершая прощальные 13-дневные гастроли космического челнока. Это был 135-й полет к Международной космической станции, рутинный – доставка грузов, выходы в открытый космос.

Теперь последняя миссия шаттла – это замереть в дальнем углу исторического музея на мысе Канаверал.

За последним приземлением следили пристально, хотя бы потому, что путь через плотные слои атмосферы опасен для пенсионера американской космонавтики. Так погибает в 2003 году "Колумбия". На кадрах съемки видно, как фрагменты теплоизоляционной пены – почти невесомой в естественных условиях – бьют по обшивке крыла. В то, что такая нежная субстанция может повредить металл, специалисты НАСА просто не верили, пока не поставили опыт: кусок пены выстрелил в крыло. Подобная пробоина погубила "Колумбию" с экипажем.

"Это самая сложная машина, которую человечество построило за свою историю. Столько деталей может выйти из строя! Даже с огромной заботой и большими расходами уровень риска снизить невозможно. Это опасная машина", – говорит Джон Лонгстон, директор Международного научного центра космических технологий.

При Буше принимают решение сворачивать программу – слишком рискованно и нерентабельно: с задачей построить надежный многоразовый недорогой корабль НАСА не справилось. "Нам не нужен такой мощный корабль для каждого полета, – уверяет Марк Люьис, директор Американского института астронавтики. – Такой пример: если вы собираетесь заехать в продуктовый магазин, вам не обязательно ехать на грузовике. Достаточно легкового авто. Шаттл – это огромная и слишком дорогая машина. Как долго он мог летать еще? Не знаю".

Дальше – частный извоз. Еще при Буше-младшем НАСА подключило американские частные компании к созданию грузовых кораблей для обслуживания МКС. При Обаме им дают дополнительную задачу – отправлять людей на орбиту. С этим, похоже, справится компания "Спейс-X". Размах у частников далеко не космический: частный центр управления полетами по размерам – не больше продуктового магазина, стартовая площадка арендована у ВВС. Но, несмотря на крошечный бюджет, в начале июня 2010-го новая ракета-носитель вспорола небо над мысом Канаверал с прототипом космического корабля на борту.

Съемочной группе ВГТРК рассказывают в ангаре, где ждет нового старта ракетоноситель "Спейс-X", что первая стыковка с МКС может состояться до конца 2011 года. Частная пилотируемая космонавтика очень хочет доказать, что она давно вышла за рамки суборбитальных прыжков.

"Спейс-X" пытается создать полет в космос под ключ: конструкторское бюро, что проектирует ракетный двигатели, сами ракеты и космические аппараты плюс производство и запуск – все в одном флаконе. Частный извоз до орбиты если не начинает новую эпоху, то точно меняет облик космической индустрии до неузнаваемости. Прежде – это поле боя для избранных, двух супердержав, которые подталкивают своим соперничеством развитие цивилизации. Теперь – просто выгодный бизнес в сфере высоких технологий.