Парализованный британец добивается смерти через суд

56-летний британец добивается права на смерть. Тони Никлинсон полностью парализован уже несколько лет и не скрывает, что хочет уйти из жизни. Сам он этого сделать не может, а тот, кто захочет ему помочь, по закону, может сесть в тюрьму пожизненно. История Никлинсона разделила британцев.

56-летний британец добивается права на смерть. Тони Никлинсон полностью парализован уже несколько лет и не скрывает, что хочет уйти из жизни. Сам он этого сделать не может, а тот, кто захочет ему помочь, по закону, может сесть в тюрьму пожизненно. История Никлинсона разделила британцев: одни требуют немедленно легализовать эвтаназию, другие называют её убийством.

Три года назад Тони Никлинсон решил, что хочет уйти из жизни. Проблема в том, что он не может это сделать самостоятельно. В 2005 году Тони пережил инсульт, последствие которого – полный паралич. Он потерял способность говорить, только моргает глазами и немного шевелит головой. Но этого достаточно, чтобы его жена Джейн могла с ним общаться.

"Сначала он смотрит на группу букв, затем на цвет. Если он смотрит на эти буквы, потом на этот цвет, значит это буква – "Си", – поясняет то, как работает с компьютером ее муж Джейн Никлинсон.

Недавно у Тони появился компьютер. Он позволяет ему самостоятельно включать и выключать телевизор, читать книги, пользоваться электронной почтой. В корпус устройства вмонтированы видеокамеры, которые реагируют на направление взгляда. Компьютер может озвучить написанные Тони слова. Таким образом он ответил на вопросы, которые мы ему задавали.

"Меня такое качество жизни не устраивает. Я понимаю, что для кого-то может быть достаточно того, что, например, у него двигаются только глаза. Что ж, удачи ему! Но люди должны понимать, что все мы разные, и лично для меня этого слишком мало", – зачитывает текст, набранный на компьютере мужем, Джейн Никлинсон.

В решении покончить с такой жизнью Тони поддерживает вся его семья.

"Если бы вы знали, каким он был до этого инсульта. Жизнерадостный, душа компании. Много работал, играл в регби, и такое состояние, как сейчас, для него просто ад", – отмечает жена Тони Никлинсона.

- И Вы готовы на это?

"Не знаю... Думаю, да. Тони хочет, чтобы я ввела ему снотворное. Он уснет в окружении семьи. Затем кто-то, скорее всего врач, должен будет сделать ему смертельную инъекцию", – предполагает она.

По действующим в Великобритании законам, человек, который введет Тони смертельную дозу препарата, может быть осужден на пожизненное заключение. Чтобы не подвергать никого опасности, Тони Никлинсон решил добиваться изменения закона через суд.

"Мы добиваемся, чтобы врача, который сделает Тони инъекцию, не судили за убийство. Мы исходим из того, что страдания Тони чрезмерны. И он должен обладать таким же правом, как любой дееспособный человек в нашей стране: решить для себя, когда он хочет уйти из жизни", – поясняет адвокат Тони Сэймо Чахал.

Статистика последних лет показывает, что британская прокуратура все реже предъявляет обвинения тем, кто оказал помощь своим близким в совершении самоубийства, если это связано с тяжелыми неизлечимыми заболеваниям, которые приносят страдания человеку.

Но случай Тони Никлинсона особенный – фактически это просьба о том, чтобы его убили, потому что он ничего не может сделать сам.

"Если нам не пойдут навстречу, у Тони останется лишь один способ – убить себя голодом, а это ужасно и для него, и для всех нас", – подчеркивает Джейн Никлинсон.

По оценкам адвокатов, апелляция Тони может рассматриваться от пяти до шести лет. И каким будет решение пока трудно представить. Благодаря новому компьютеру, Тони нашел занятие, которое поглотило его целиком – он пишет мемуары. Его жизнь продолжается.