В Москве сегодня День без автомобиля. Российская столица принимает участие в этой международной акции уже в четвертый раз. Благое начинание традиционно поддержали московские чиновники: многие из них отправились на работу общественным транспортом или просто пешком.
Для удобства граждан сегодня на маршруты дополнительно выпустили более 400 автобусов, 150 троллейбусов и 70 трамваев. Причем стоимость билетов на одну поездку снизили в два раза – но только при покупке в киоске. У водителя проездной стоит привычные 28 рублей. В предыдущие годы, несмотря на широкую рекламу "Дня без автомобиля", утром 22 сентября Москва так же останавливалась в пробках, как и в обычные дни. И этот год не стал исключением: столичные магистрали серьезно разгрузить так и не удалось.
Пешком сегодня на работу пришли заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, глава Москомспорта Алексей Воробьев, а также некоторые префекты и депутаты Мосгордумы. Глава столичного департамента транспорта Николай Лямов тоже поддержал акцию. "Я вообще пешком хожу. Стараюсь, по крайней мере", – приводит слова чиновника ИТАР-ТАСС.
Зачем вообще нужен День без автомобиля? Всемирный фонд дикой природы на своем сайте отвечает на этот вопрос вот так: "День без машин – это символическая акция международного уровня, призванная напомнить обществу о вреде чрезмерной автомобилизации для природы и человека, показать возможные альтернативы этому транспортному средству. Это способ изменить представление людей о том, что автомобиль – единственное доступное транспортное средство, и напомнить о его альтернативах. А также показать, сколько преимуществ дает отказ от автомобиля: отсутствие лишнего источника стресса, свободное время в общественном транспорте для чтения и отдыха. В День без машин можно сбавить темп жизни, провести больше времени с близкими и друзьями, физически поупражняться".
Однако наши водители не спешат отказаться от комфортного стояния в пробках в пользу прогулки или поездки на автобусе. Блогеры упоминают об этой акции, преимущественно, в том контексте, что избавить город от пробок хотя бы на день – и то не удалось. "Как Москва стояла вчера и позавчера, так стоит и сегодня... Сегодня пока доехал до Каширки, по телефону решил половину дел", – пишет блогер dgribov.
По мнению zzsports, объяснять нашим согражданам, которые не могут и дня прожить без машины, что ходить пешком полезно для здоровья – "все равно, что объяснять собакам, что гадить на газон нехорошо".
"Каждый день я наблюдаю по дороге к метро глухие пробки на Пролетарском проспекте и Каширском шоссе, потом забитый Гоголевский бульвар. Сегодня все без изменений. В глухой пробке стоят полностью пустые автобусы, окруженные тысячами кредитных гольф-классов и компактных кроссоверов, в которых сидят молодые, но уже рыхловатые мальчики и девочки, дяди и тети… Наше общество совершенно инертно, думая о своем сиюминутном комфорте, оно не понимает, что именно из-за этого завтра может настать транспортный и экологический коллапс", – сетует блогер.
Некоторые ЖЖ-пользователи отмечают, что про День без автомобиля даже не знали. Например, radistkakris пишет: "Об инициативе городских властей я узнала в тот момент, когда включила радио. То есть, до меня тупо не донесли информацию о готовящемся "дне на своих двоих". А ведь я – обычный человек. Пользуюсь обычными источниками информации, в которых практически не было ни слова о "дне пешехода". Вот и получается, что все благие намерения у нас обречены на фиаско по причине непродуманности".
Другие считают, что заставить москвичей пересесть на общественный транспорт хотя бы раз в год заставил бы только бесплатный проезд в этом самом транспорте. "Если бы сделали проезд бесплатным, то было бы, о чем говорить. Но все равно московские водители просто привыкли к автомобилю, и никаких причин от него отказаться нет. К тому же, европейцы сто лет катаются, и для них отказ от авто на день – в кайф для разнообразия. В России 70 лет массы были оторваны от автомобилей. Когда накушаются, то лет через 50 с удовольствием примут участие в такой акции", – считает klausnick.
Впрочем, есть в блогосфере и те, кто поддерживает отказ от личного автотранспорта. Своим опытом делиться vlasovchel: "Второй год "отмечаю" день без автомобиля. Просто не вывожу его из гаража и все. Живем в самом центре, все рядом. Целиком поддерживаю идею того, чтобы сделать общественный транспорт более быстрым и разумным средством, чем стояние в пробках".
Скептическое отношение москвичей к отказу от автомобилей понятно: если на общественном транспорте на работу добираться час, а на машине – 20 минут, то даже за меньшие деньги на автобус и троллейбус никто не пересядет. Велосипедных дорожек в городе тоже не так много, в иные места на двухколесном транспорте и не доедешь. А по мнению некоторых блогеров, даже вполне логично, что в День без автомобиля на улицах заторов еще больше, чем всегда.
ЖЖ-пользователь parkhim объясняет: "Просыпается утром москвич или житель Москвы из числа гостей столицы и размышляет за чашкой утреннего кофе: "Сегодня, значит, у нас день без автомобиля. Следовательно, на дорогах будет меньше машин. Возможно, машин будет настолько мало, что я смогу до работы доехать за 10 минут, против 1,5 часа в обычный день на автомобиле и 45 минут на городском транспорте." С теплыми обнадеживающими мыслями спускается к автомобилю, садится в него и выезжает со двора в город, где уже толпятся 3,5 миллиона "счастливых" владельцев железных коней против трети этого количества в обычный не "праздничный" день! И это повторяется каждый год! Неизменно!"
Вот и получается, как в рассказе gastreat: "С утра, едучи на работу, офигел с нетипично большого (для этого времени) количества автомобилей на улицах. Только что прочел новость, что сегодня, оказывается, акция "День без автомобиля". Ну что, тогда все понятно, все логично...". Интернет-портал "Яндекс-пробки" оценивает ситуацию на дорогах Москвы в 4 балла, то есть, движение весьма плотное.