Барак Обама поздравил Дмитрия Медведева в связи с решением ВТО направить официальное приглашение России присоединиться к этой организации. Об этом прямом следствии "перезагрузки" "Вестям в субботу" рассказала экономист Татьяна Столярова.
- В действительности даже не верится, что, наконец, завершены 18 лет переговоров России сначала даже еще не с ВТО, а с ГАТТ. Наконец-то состоялось. И что, мы проснулись в другом мире?
- Так долго торговались не зря. Как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, условия мы получили небывалые. Никто на таких условиях в ВТО не вступал, особенно в части преференций сельхозсектору. Так что дело не в сроках, а в результате.
"Вот теперь уже по прошествии этих лет можно сказать: 18 лет можно было потратить на вступление в ВТО, хотя нас постоянно немного кололи. Все время пытались сказать, что мы по-настоящему не рыночная экономика, хотя статус рыночной экономики уже России был. Это больновато слушать, но мы знали свое дело. Мы знали, что вступление должно закончиться выработкой таких условий, которые будут выгодны и россиянам, и тем, кто с Россией торгует", – заявил Игорь Шувалов.
- Соглашение еще должна ратифицировать Дума. Понятно, что переходный период займет семь лет. На чем мы сэкономим? Что подешевеет?
- Все-таки надо признать, что снижение пошлин – это одно, а снижение цен – другое. Будут ли продавцы переписывать ценники и отказываться от сверхприбыли – вопрос. Но российские переговорщики свое дело сделали. Например, пошлины на иномарки в первые три года снизятся с нынешних 30% до 25%, а потом и до 15%. До 5% урежут ставки на лекарства, почти вдвое – на бытовую технику и электронику, на 5% – на продукты. Последнее особо важно. Наши аграрии остаются защищенными.
- То есть Россия для своих крестьян выторговала примерно такие же привилегии, как Евросоюз?
- Можно и так сказать. Там есть чему поучиться в том, как и правила ВТО выполнить, и интересы своих граждан соблюсти.
- А кому в России из-за членства в ВТО придется сложнее?
- По расчетам Всемирного банка и HSBC, выигравших больше. Их доля в ВВП – около трети. У проигравших – всего 4% ВВП. Более конкурентной будет среда для пищевой и легкой промышленности, машиностроения. На наш рынок придут иностранные страховые компании. Но только через девять лет. А вот банковский сектор защищен – иностранцы, как и сейчас, будут работать в России только через своих "дочек", без открытия филиалов. Очевидные плюсы – у экспортеров – металлургических и химических компаний. Из-за их дискриминации за рубежом наша экономика теряла более 2 миллиардов долларов ежегодно. И, что очень важно, сохранится регулирование внутренних цен на газ.
- Мы начинали с вами этот разговор со ссылки на "перезагрузку" между Россией и США. А что же теперь со знаменитой поправкой Джексона-Вэника?
– Получается, что из-за этого пережитка прошлого теперь уже США не соответствуют нормам ВТО.