Экономические вопросы и преодоление кризиса стали одной из главных тем прямой линии премьер-министра Владимира Путина. Во время телемостов глава правительства общался с сотрудниками нескольких крупных предприятий, отвечая на вопросы о государственной поддержке, реформах и социальных гарантиях. Уходящий год был одним из самых сложных, признался Владимир Путин, при этом заметил, что экономические показатели не настолько низкие, как предрекали некоторые эксперты. А во многих сферах, наоборот, произошел рост. Как страна будет жить после кризиса - в материале корреспондента радио "Вести ФМ" Николая Осипова.
Осипов: "Пик кризиса преодолен, самое тяжелое - позади", - Владимир Путин вместе с аудиторией подводит итоги кризисного года. Он был самым тяжелым за последние десять лет, впереди еще ждут трудности, чуть позднее премьер лично убедится в обстановке, когда будет общаться с сотрудниками крупных производств. Статистика не так плоха, как прогнозировали. Спад ВВП не 10 процентов, а около 8, производство пошло на сокращение, но, к примеру, оборонка и аграрный сектор, напротив, растут.
Путин: В промышленности сокращение, как я сказал, ожидается примерно на уровне минус 13%, а в "оборонке" - плюс 3,7 процента. А в некоторых отраслях, таких, как ракетно-космическая отрасль, там тоже очень много проблем, мы совсем недавно занимались этой отраслью, но там - рост 13 процентов. Я сказал о падении в промышленности, а в сельском хозяйстве, которое в предыдущие годы некоторые даже называли "черной дырой" экономики и так далее, сегодня это поддержка, сегодня там рост 0,5% будет по году.
Осипов: Золотовалютные резервы вновь накапливают, у нас они - третьи в мире (более 440 млрд долларов). Положительный торговый баланс, хороший показатель по инфляции, Россия может вписаться в 9 процентов. Но самое главное - настроение людей. Экономические показатели на этот раз подкреплены демографией. Растет рождаемость, снижается смертность. Это и есть главный результат, демонстрирующий, что кризис вполне преодолим.
Путин: В последние 5 месяцев у нас происходит рост экономики. Он скромный, но это все-таки положительная тенденция, - в среднем по 0,5% в месяц. Были месяцы, когда это было 0,3 процента. Были месяцы, когда это было 0,8 процента. Но в среднем за последние 5 месяцев рост - 0,5 процента.
Осипов: В течение года премьер лично объехал всю страну, посетил многие производственные предприятия, которым требовалась поддержка государства. В Пикалеве хозяйственный конфликт привел к социальному тупику, когда люди оказались без работы, а предприятие - без заказов. Прошло несколько месяцев, и, общаясь с жителями Пикалева, Владимир Путин заверил их, что контракты вот-вот подпишут, работы хватит, но следом забеспокоились и рабочие Ижорского завода в Санкт-Петербурге: загрузка производства не полная. Вдруг пикалевский сценарий повторится?
Путин: Что касается Ижорских заводов. Это крупнейшее наше предприятие с большими традициями. Энергетическое машиностроение - очень важная отрасль. У нас большие планы по развитию атомной энергетики. Если в советские годы, за все десятилетия, было построено, по-моему, 35-38 крупных энергоблоков, то в ближайшие десять лет мы планируем построить 30-32. То есть, представляете, объем колоссальный. Средства у компании "Росатом" на это есть.
Осипов: Инвестиции предстоят большие. Не стоит экономить на энергетике, напоминает премьер. Войти в новую экономику со старой системой было бы ошибочно. Поэтому в ближайшие два года в строй ведут почти такие же мощности, какие были введены в последние десять лет. Если назвать только цифры, которые приводил премьер, становится понятно, насколько масштабные планы по самым разным сферам. Хорошее финансирование дает хорошую отдачу, к примеру, в агросектор было вложено 70 млрд рублей кредитов, и отрасль показала рост, чего никто не ожидал. Но еще более колоссальные средства идут на социальную защиту. Порядка 700-800 млрд потребуется в ближайшие годы на реформу пенсионной системы, на очереди - реформа обязательного медицинского страхования. Возможности так называемого материнского капитала расширены, его уже можно использовать в ипотечных программах, премьер предлагает подумать и над другим применением, хотя разбрасываться не советует.
Путин: Расширение списка возможных вариантов использования материнского капитала возможно и в дальнейшем. Почему мы до сих пор этого не делаем? Только для того, чтобы обеспечить интересы женщины. Потому что, знаете, можно легко эти деньги снять. Они, скажем, для провинции, может быть, и приличные, 317 тыс. рублей, но они исчезнут мгновенно. На образование не пойдут, и на улучшение жилищных условий не пойдут, и в пенсионные накопления женщины не попадут.
Осипов: Все эти социальные меры напрямую связаны с экономикой и производством. Доказать это очень просто. Пример Магнитогорского металлургического комбината, где, в отличие от многих предприятий, у правительства не просят денег для себя. Помогите нашим партнерам и заказчикам, им будет нужен металл, у нас будут контракты, говорят рабочие. Владимир Путин поясняет: поддержка на всех направлениях, к примеру, субсидии в ипотеке, подталкивают строительство, вложения достигнут 250 млрд рублей, чтобы снизить ставки до 10-11 процентов. Как следствие, увеличиваются заказы на строительство, то же самое с автопромом. Металлургия, ориентированная на экспорт, с мировым кризисом и падением спроса испытала ряд проблем, но это не значит, что внутри страны некому покупать металл.
Путин: …и на снижение ставок по ипотечные кредитам до 10-11 процентов. Как первый шаг, выделим на эти цели 250 млрд. рублей. Сохранили почти все государственные программы, связанные со строительством, даже расширили их применительно, скажем, к военнослужащим. Мы обещали военным, что в 2010 году закроем все вопросы, связанные с постоянным жильем. "Кровь из носу", выполним эту задачу, хотя, откровенно говоря, очень сложно. Но это тоже поддержка строителей. Мы обещали железной дороге, что дадим им субсидии на приобретение необходимой техники, рельсов, вагонов. Мы это тоже сделаем. А это, в конечном итоге, заказы для вас, Вы совершенно правильно сказали. Поддержим программы, связанные с автопромом.
Осипов: Автопром - еще одна сфера, которая забрала на себя внимание аудитории и премьера. Ситуация сразу на двух крупнейших предприятиях - АвтоВАЗе и КАМАЗе. Сначала - Тольятти, завод давно испытывает трудности, несмотря на помощь государства. Рабочие переживают - что будет? Никто не хочет терять работу. Владимир Путин успокаивает: правительство поможет финансами, французские партнеры из "Рено" - технологиями, бренд "Лады" спасут от вымирания.
Путин: Мы сейчас будем вносить достаточно большие деньги, я имею в виду государство, 50 млрд рублей, и "Рено" взяло на себя обязательство внести необходимую сумму в объеме 300 млн евро в виде технологий, в виде оборудования, в виде своего ноу-хау, для того чтобы продукция АвтоВАЗа была на уровне мировых стандартов в своем сегменте производства легковых автомобилей. Действительно, на новой платформе должна появиться абсолютно новая машина под брендом "Лада".
Осипов: А на КАМАЗе тоже переживали, как предприятие войдет в посткризисную реальность. И здесь снова разговор не об адресной помощи. Денег просто так никто не дает, об этом и премьер, и президент заявляли не раз. Но заработать всегда можно, тем более если продукция пользуется спросом.
Путин: Поддержали и мерами тарифного регулирования, - проще сказать, немного приподняли таможенные барьеры при ввозе автомобилей и автобусов и тем самым обеспечили вам рынок. По мнению специалистов, примерно на 70 тыс. автомобилей отечественного производства рынок подняли внутренний. Мы приняли меры прямой поддержки, это касается выделения федеральных средств. Сначала выделили 12,5 млрд., потом еще 3 млрд. на дополнительную закупку автотехники для федеральных нужд: для МЧС, для Минобороны, МВД.
Осипов: Чувствительная экономика моментально ощущает на себе любые действия в смежных направлениях. Государственные заказы поддерживают предприятия, социальные гарантии увеличивают спрос, а значит, и производство. Даже правоохранительная система способна содействовать антикризисной кампании. К примеру, когда на Черкизовском рынке прикрыли потом контрабанды, сразу вздохнула свободнее российская легкая промышленность. Кризисный год не во всем был кризисным, хотя, как выразился премьер, тормозной путь то него еще будет некоторое время ощутим.