Президент США выступил перед Конгрессом со своим первым так называемым обращением о положении дел в стране. Глава Белого дома затронул многие актуальные проблемы. Среди них – ситуация в Ираке и Афганистане, борьба с терроризмом и медицинское страхование в США.
Первый час президентской речи был посвящен экономике, поэтому поднимаясь к трибуне, Барак Обама сочувствующие обнимает за плечо министра финансов Тимоти Гайтнера, который целый день отбивался от каверзных вопросов конгрессменов, выясняющих его – Гайтнера – роль в спасении страхового гиганта AIG. Президент Обама точно вступается за министра – деньги из антикризисного плана возвращаются в экономику, давайте их потратим на выдачу кредитов частному бизнесу через небольшие банки. Ключевое слово – небольшие. Обама откровенно признает: помощь крупным банкам ему противна. Прежде он позволяет себе называть банкиров жирными котами, а теперь предлагает обложить их существенным налогом на премии и бонусы.
"Я предложил ввести налог в отношении крупнейших банков. Знаю, что Уолл-стрит не в восторге от этой идеи, но если эти компании могут позволить себе платить большие бонусы, то они смогут вернуть часть денег налогоплательщикам, которые спасли их в трудную минуту", – заявил Барак Обама.
Ирак и Афганистан удостаиваются скромного отступления: Обама напоминает, когда войска начнут покидать эти горячие точки. Каждый пассаж президента встречает реакцию зала – это политическое шоу с выверенной хореографией: вот стоя рукоплещет половина аудитории – демократы, остальные – республиканцы – сидя наиграно ухмыляются. Стучать ногами или выкрикивать оскорбления в этот раз никто из них не решается.
"Я рад, что он упомянул прогресс в Ираке – это было предопределено. Обама по сути следует стратегии Джорджа Буша, и это хорошо, это мне нравится. Обама гораздо агрессивнее в Афганистане, агрессивнее, чем предполагали многие республиканцы. Посмотрим, что у него выйдет, с экономикой пока ничего не получается", – говорит Стив Кинг, конгрессмен-республиканец.
Однако аплодисменты республиканцев и демократов звучат в унисон, когда Обама говорит о ядерном разоружении: президент напоминает о переговорах Москвы и Вашингтона, давая понять, что они близки к завершению.
"Мы заканчиваем переговоры с Россией о сокращении наступательных вооружений. На саммите по ядерной безопасности, который пройдет в апреле, соберутся представители 44 государств. Цель очевидна: обеспечить сохранность всех ядерных материалов по всему миру, чтобы они никогда не попали в руки террористов ", – сообщил Барак Обама.
Президент упоминает также Иран и Северную Корею – они дождутся изоляции, если не прислушаются, обещает Обама. О попытке террористической атаки в небе над Детройтом он не говорит ни слова, и на это спустя несколько минут обращает внимание губернатор Вирджинии Боб Макдоннелл – восходящая звезда республиканской партии.
"Америка была шокирована в это Рождество, узнав об атаке на рейсе Амстердам – Детройт. Этот террорист-иностранец обладал всеми правами, как и любой гражданин США. Разведка знала о некоторых планах террористов, но не смогла предотвратить атаку. Мы должны тратить миллионы долларов налогоплательщиков на борьбу с терроризмом, а не на его защиту", – высказал свое мнение Боб Макдоннелл.
В целом президент США оказывается словоохотливее, чем год назад – тогда он говорит 50 минут, сегодня час двадцать. Если измерить рейтинг Обамы аплодисментами, он срывает 79 оваций, в 2009 году хлопают только 61 раз. Для сравнения: самая неудачная речь президента Буша на пике его непопулярности в 2008 году прерывается аплодисментами 63 раза, а в 2001 году – 89 раз.
Если прошлую речь о положении дел в стране держит, скорее, Обама-сенатор – на тот момент он провел в Белом доме только несколько недель, то это выступление уже Обамы-президента. Год назад речь оптимистична, сенаторы выстраиваются к победителю президентской гонки брать автографы, она посвящена исключительно вопросам внутриамериканским – альтернативная энергетика, здравоохранение, образование. Теперь каждый акцент смещен, тональность, содержание и даже аудитория другие – Демократическая партия Обамы утрачивает подавляющие большинство на Капитолийском холме за неделю до речи.