Во вторник Иран, как и предупреждал накануне, начал обогащать уран до 20%. При этом власти исламской республики утверждают, что полученный таким образом обогащённый уран будут использовать не для военных, а очень даже мирных целей. В частности, в медицине – для лечения раковых больных. Но вот в других странах таким заявлениям не очень-то доверяют.
Как сообщило государственное телевидение Ирана, во вторник утром 25 килограммов газообразного гексафторида урана были закачаны в каскад центрифуг лаборатории в Натанзе. За месяц из них планируется получить 2,5 килограмма топлива, концентрация при этом повысится с 3,5 до 20%. Все происходило в присутствии представителей МАГАТЭ.
"Мы запустили новый каскад С8 в Натанзе. Начало работ по обогащению не исключает окончание переговоров по предложениям МАГАТЭ. Исламская республика Иран готова продолжить переговоры, если стороны будут вести себя разумно и прекратят впустую тратить время", – говорит глава Иранской организации по ядерной энергии Али-Акбар Салехи.
Тем временем, США, Франция и Израиль уже призывают к новым санкциям против Ирана. Причем, по словам главы Пентагона Роберта Гейтса, они должны быть введены в течение недель, а не месяцев. Премьер-министр Израиля Нетаньяху настаивает на жестких мерах: до его страны теоретически могут долететь иранские ракеты.
"Мы не рассматриваем возможности военных действий против Ирана в федеральном правительстве. Но мы считаем, что международное сообщество должно использовать все меры, чтобы Иран не получил ядерное оружие. Это было бы совершенно неприемлемо. У Ирана есть обязательства – воздержаться от владения ядерным оружием в любой его форме", – рассказал министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле.
Россия известна сдержанной позицией по иранской проблеме, и во вторник мировые агентства передавали реплики российских чиновников с пометкой "срочно".
Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко говорит: "Решение начать дообогащение урана усугубляет сомнения в искренности Тегерана в связи с его ядерной программой".
Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев отметил: "Иран утверждает, что он не стремится к тому, чтобы иметь ядерное оружие, он развивает мирный атом. Но те действия, которые он совершает, в том числе, когда он приступил к обогащению низкообогащенного урана до 20%, они вызывают сомнения у других стран, и сомнения эти достаточно обоснованны".
В октябре прошлого года Иран в принципе согласился на предложения МАГАТЭ – низкообогащенный уран должен был быть отправлен для обогащения в Россию, а затем во Францию для изготовления топлива. По словам экспертов, путь от естественного содержания урана до 20% гораздо труднее, чем его дальнейшее обогащение до 80-90%, необходимых для производства ядерного заряда.
"20% – это условный порог, установленный МАГАТЭ. Если меньше, то непригодно для создания ядерного оружия, больше – пригодно. Поэтому на наших крейсерах планировалось сделать больше, но в результате сделали меньше", – рассказал советник директора РНЦ "Курчатовский институт" Андрей Гагаринский.
По мнению экспертов, в случае, если Иран решит создать ядерное оружие, он сделает это вопреки всяческим санкциям, а для получения урана необходимой концентрации потребуется всего один год.